Думаете, легко быть злодеем? Так просто спланировать коварную операцию с похищением августейшего наследника и, держа его под мышкой, бегать по городу, собирать коронационные принадлежности? Не говоря уже о том, чтобы заметать следы и расставлять ловушки — это само собой разумеющееся.
Давайте разберемся в этом непростом деле вместе с персонажами настольной игры Коронация.
О чем игра?
Игра о бегстве от сыщиков доктора Линда и, с другой стороны, со стороны сыщиков, о поисках коварного доктора. Действия происходят в Москве, по различным локациям-местам которой перемещаются персонажи игроков. Цель Линда — не быть пойманным на протяжении 21 игрового хода и по возможности собрать коронационные принадлежности в разных местах в городе, чтобы не просто сорвать коронацию, но и опозорить всю империю. Цель сыщиков — сообща найти злодея как можно раньше, пока он не успел ещё сильнее сбить их со следа и расставить очередные ловушки.
Игровой процесс
При подготовке к игре одному из игроков предстоит взять на себя роль Линда, а остальным распределить 5 персонажей сыщиков. Например, при игре втроём, у двух игроков будет 2 и 3 сыщика соответственно. Играть нужно именно всеми сыщиками, иначе поймать Линда будет крайне сложно, так как игра построена на противостоянии сыщиков и доктора, у которого припасено немало ловушек, для прохождения которых сыщикам понадобятся различные предметы инвентаря.
Игроки располагаются около игрового поля, представляющего из себя карту Москвы с маршрутами перещения по ней — пешком (красные) или на извозчике (зеленые).
Для каждого сыщика игроки выбирают стартовые локации, с которых начнёт действовать персонаж:
Фишка доктора Линда не выставляется на поле и остаётся у игрока:
Каждый сыщик получает по 5 белых карточек, среди которых могут быть проездные билеты и различные предметы, которые пригодятся при преследовании доктора Линда:
Основное время сыщики передвигаются по полю пешком или, вернее, бегом. Но иногда могут воспользоваться извозчиком, для чего и придётся скинуть один свой билет, если таковой имеется:
А вот у самого доктора Линда дела обстоят куда сложнее. Ему достаётся две колоды — карточки локаций и чёрные карточки с проездными билетами, ловушками и специальными карточками Пропуска хода и Малявы:
Каждый новый ход всегда первым двигается Линд, а потом уже сыщики. В самом начале игры перед собой он выкладывает рубашкой вверх карточку с его стартовой локацией. А для перемещения во время хода таким же образом выкладывается следующая карта локации. Причём, если перемещение было на извозчике, то опять-таки рубашкой вверх на локацию выкладывается проездной билет. Если же доктор прогулялся пешком, то он может вместо билета выложить одну из ловушек, в надежде что в неё попадётся на следующих ходах один из надоедливых сыщиков. Сидя в экипаже устроить ловушку не получится — уж слишком сильно тррряссссётт. 🙂
Если после действия Линда один из сыщиков окажется в локации, где побывал доктор Линд, то она сразу же должна быть вскрыта доктором. Таким образом, у сыщиков появляются зацепки, с помощью которых они могут быстрее выяснить, куда скрылся Линд. Сам доктор при этом не может посещать одну и ту же локацию дважды.
Если на вскрываемой при посещении сыщиком локации там была оставлена чёрная карта, она тоже открывается. Если там проездной билет, то сыщик с облегчением вздыхает и сообщает своим коллегам, что Линд покинул это место на извозчике и поиски продолжаются. Но если там оказалась ловушка, то сыщику не позавидуешь. Ведь у каждого персонажа всего несколько предметов и нужного для противостояния козням профессора может не оказаться. Тогда увы, но он попадает в какую-нибудь передрягу — либо пропускает ход, либо возвращается в прежнее место, либо и вовсе оказывается без сознания и очнётся на окраине города.
Например, чтобы преодолеть место, где была сброшена Дымовая бомба, придётся скинуть Респиратор или отступить в предыдущую локацию.
Кроме ловушек в запасе доктора Линда есть пара-тройка специальных карт. Малява позволяет довольно быстро преодолеть сразу несколько районов по подземному ходу. А при использовании Пропуска хода Линд вовсе может не двигаться с места, сбрасывая в качестве карты локации любую, которая ему точно не пригодится.
У сыщиков тоже есть особые ходы. Например, при нахождении в месте, помеченном значком, сыщик может отказаться от движения в следующий ход, сбрасывая из инвентаря карту с соответствующим символом.
Это позволяет ему открыть локацию Линда, где он был 4 хода назад. Т.е. между местом, где сейчас доктор, и открываемой локацией должно быть три карты. При этом ловушка не вскрывается. Сыщики смогут вернуться в дальнейшем в эту локацию, чтобы узнать, что спрятано под рубашкой чёрной карты.
Победой в игре Линда могут быть две ситуации:
— сыщики не смогли поймать его до конца 21 хода;
— Линд успел собрать все коронационные принадлежности, обозначенные символами драгоценностей на некоторых локациях.
Однако и проиграть доктор может неожиданно для себя. Например, если забудет вскрыть локацию, которую посетил сыщик — если обман или промашка выявлены, доктор проигрывает. Либо просто если окажется недостаточно изворотливым и осторожным и встретится с одним из сыщиков.
Как помнить свои маршруты? Самое простое решение — использовать маршрутные листы, куда записывать свои перемещения. В комплекте с игрой их нет, но для них подойдут обычный лист и карандаш. Всё-таки 21 карту держать в голове на протяжении всей партии — не каждом игроку будет просто. Например, в игре Скотланд Ярд для путевых заметок мистера Икса в комплекте были предусмотрены специальные рамочки.
Итак
Коронация, конечно, поначалу напомнит кому-то Скотланд Ярд (Scotland Yard), но при детальном рассмотрении понимаешь, что они сильно отличаются.
В Скотланд Ярде мистер Икс использует, как и сыщики, билеты на автобус и метро, которые в том числе приходят к нему из сброшенных сыщиками. У Икса полная свобода перемещений, тем более, что набор билетов с каждым ходом сыщиков сильно растёт. Тоже есть особый ход — на катере по Темзе. На некоторых ходах Икс вскрывает своё местоположение, после чего снова исчезает в переулках Лондона. Но уже этого достаточно, чтобы сыщики ускорились в своих поисках.
В Коронации доктор Линд должен не только бегать от сыщиков, но и лучше продумывать заранее свой маршрут. Ведь с каждой сброшенной картой локации он лишает себя возможности вернуться или пройти через неё в следующих ходах. Кроме этого он должен успевать на ходу строить свои козни, расставляя ловушки, чтобы попытаться усложнить его поимку. Плюс ко всему он должен помнить (или записывать и помнить) использованные локации, чтобы не получить поражение за обычную забывчивость. И более того, при этом постараться собрать драгоценности. Говоря проще, нелёгкая у него жизнь, у нашего доктора Линда. 🙂 Мистер Икс просто прохлаждается по сравнению с тем, какую ношу взвалили на доктора в Коронации.
Ну что мы всё про доктора, да про доктора. А как наши отважные сыщики, бросающиеся не гляда на бомбы и бандитов в переулках.
Коронация — игра командная. Здесь недостаточно самому решить, как и куда идти. Все действия можно и нужно согласовывать с другими персонажами. Только действуя и перемещаясь сообща можно добиться успеха и помешать доктору Линду, который будет всячески блефовать и сбивать сыщиков с верного пути.
И лучше не мешкать и хорошо продумывать свои действия, ведь наш злодей довольно хитрый и коварный тип и времени зря не теряет. 😉
Резюме
Плюсы игры:
— приключенческая атмосфера романа Бориса Акунина порадует в первую очередь любителей его произведений;
— качественная художественная и стилистическая составляющие игры создают особенную игровую атмосферу;
— согласованность действий персонажей-сыщиков, что будет интересно всем любителям кооперативных настольных игр;
— несложные правила;
— возможность играть даже вдвоём;
— качество компонентов и издания в целом.
Минусы игры:
— сложность некоторых действий у игрока, выбравшего роль доктора Линда: постоянный контроль за списком посещенных локаций и предварительное планирование маршрута, т.к. дважды посещать одну и ту же локацию нельзя;
— не организованная в издании скрытность во время хода Линда (см. ниже).
Я считаю, игра должна понравится и читателем произведений Акунина, и тем, кто знаком со Скотланд Ярдом и заинтересуется отличительными особенностями Коронации, и просто всем, кому понравится описанный игровой процесс или стильное подарочное оформление издания.
Пост скриптум
Вот чего точно не хватает в этой игре — это средств обеспечения скрытности во время хода доктора Линда.
В Скотланд Ярде для таких целей в коробке с игрой лежала бейсболка мистера Икса, с помощью козырька которой можно было как минимум закрыть свой бегающий по локациям взгляд, чтобы сыщики не могли догадаться. Для Коронации, видимо, придётся дополнительно найти какую-нибудь кепочку.
Ну не отворачиваться же всем сыщикам, когда ходит Линд: «Так, все отворачиваемся, Я хожу!» (и в этот момент незаметно передвигаются фишки сыщиков, куда-нибудь подальше) 🙂
Ну и колода локаций. Их целых 92. Вы представляете, сколько времени потребуется и сколько «удобств» причинит эта колода, когда доктор Линд будет выискивать нужную ему карту?
В одном из первых обзоров Коронации было предложение отсортировать карточки в колоде. Но ведь это тоже не годится. Так как по тому, из какой части колоды игрок будет доставать карту, остальные смогут гадать, в каком районе он находится — это уже ломает игровой процесс.
Хотя есть вариант отсортировать и выбирать карточку скрытно. Ну насколько позволяет интерьер, например, держа в руках под столом, либо насколько позволит ваша фантазия: закрыв одной рукой, спрятав запазухой или где ещё. 🙂
Если у вас есть идеи насчёт этого момента — пожалуйста, предлагайте прямо здесь, в комментариях — будет интересно услышать.
Кстати, пока сортировал колоду, заметил, что процесс превратился в какую-то мини-игру или мини-развлечение с разглядыванием карточек-открытокъ. Главное не увлекаться, а то игроки ждут:
Приятный обзор…
В Скотланд Ярд не играл, зато один раз играл в Ярость Дракулы — старшего брата Коронации.
Там, чтобы Дракула не гулял взглядом по карте, у него есть карточка с картой Европы (игровым полем). По моему, хорошее решение…
А что касается выбора следующей локации… Там тоже у Дракулы куча карт с городами, но я не помню, чтобы поиск карты вызывал особые затруднения. Кажется, там указано местоположение города, как в Ticket to Ride.
Каким составом играли? Для двоих нормально идет?
P.S. Прикольное фото с выглядывающим Линдом. 🙂
Я не играл в Скотланд Ярд, но, насколько я вижу, механика перемещения полностью содрана с Ярости Дракулы. Да и игровой процесс практически не отличается, разве что будет еще поскучней — ведь тут не будет боев, как в ЯД.
Так что я вижу не оригинальную российскую разработку, за которую можно было бы гордиться, а просто слепок качественной механики, немного подточенный напильником под сюжет.
Единственное, за что можно по настоящему похвалить игру — оформление. Очень выдержано, очень стильно, а газета с правилами — просто шедевр.
@CerbeRUS
>Каким составом играли? Для двоих нормально идет?
Втроём и вдвоём. Ну вот в Ярость Дракулы ещё не пришлось поиграть, а Скотланд Ярд у нас уже давно есть и в него мы нередко вдвоём играем — один игрок, ессно, берёт на себя всех сыщиков. Конечно, уже не командная игра, но интерес остаётся и с согласованностью действий сыщиков не возникает проблем 😉
В Коронации быть злодеем, конечно, немного сложнее, чем в Скотланд Ярде.
А вот в Ярости Дракулы, наверно, так не получится. Там ведь не сразу известен злодей, а определяется в какой-то момент игры.
>Прикольное фото с выглядывающим Линдом.
Спасибо 🙂
@Константин
Значит, действительно, людям, искушенным Яростью Дракулы, будет не так интересно.
Но благодаря стильному оформлению всё равно может сгодиться как подарок.
@Boris
Так когда играется вдвоем, нужно управлять всеми сыщиками одновременно? Одним Фандориным не получится? 🙂
В ЯДе сразу известно, кто будет Дракулой. Там ведь тоже он убегает, выкладывает в ряд карты с местами, где побывал…
@CerbeRUS
Одним Фандориным выиграть будет очень, оооочень сложно, даже если дать ему все билеты и инвентарь (в большой походный рюкзак за плечами).
Тут даже в правилах написано, что независимо от кол-ва игроков, должны играть все персонажи сыщиков.
В Скотланд Ярде ситуация похожая. Можно играть и не всеми сыщиками, но будет сложнее загнать Икса в ловушку. Поэтому тоже лучше играть всеми сыщиками.
В Ярость Дракулы играл много и часто — да, механика передвижения тут содрана с него. Карточки локаций в ЯД отсортированы по алфавиту и пронумерованы, выбираю их обычно все же под столом. Получается быстро. А что ни мини-карты, ни бейсболки не приложили — нехорошо это, да.
С огромным увлечением стали играть в «Коронацию» (расклад на двоих и на троих) — классная игра.
Насчёт того, как обеспечить скрытность ходов Линда — у нас Линд выбирает свою локацию под столом, так что остальные игроки не видят.
Кепка, по-моему, не нужна, т.к., следя за взглядами друг друга, игроки открывают широчайшие возможности для блефа и обмана. 😉
Всем привет!
Нужна помощь. После последней активной игры мы потеряли карты Линда. Пожалуйста скиньте кто-нибудь карты Линда, можно сфотканые или текстом, сами отпечатаем!
Подалуйста!!!
Ещё минус, что не предусмотрели разные уровни сложности, можно было добавить бонусного сыщика, т.к. уже после нескольких сыгранных игр становится понятно, что за доктора выиграть намного проще при 5 сыщиках.
Совет по колоде мест: отсортировать, потом переложить последние 27(любое число) в начало, и делать также во время игры. Получится, например, колода 62-92,1-61, в которой также просто.