Первые ассоциации, возникающие с городом Флоренция, столицей региона Тоскана и некогда центром Флорентийской республики, — это, конечно же, выдающиеся произведения искусства и работы архитекторов эпохи Возрождения, чьё наследие до сих пор сохранилось и восхищает людей в самых разных уголках Европы и за её пределами. Во многом на эти достижения оказали влияние флорентийские гильдии, помимо своего непосредственного участия в экономике региона покровительствовавшие искусству и развитию архитектуры. Arte di Calimala была одной из крупнейших гильдий и специализировалась на обработке и торговле сукном. Благодаря своему экономическому успеху гильдия обладала огромным влиянием во Флоренции, имела связи и представителей в городском совете и добивалась покровительства римской церкви.
Кампания с предзаказом игры в данный момент проходит на площадке CrowdRepublic, на странице проекта «Calimala. Флорентийский купец»
Настольная игра Calimala переносит игроков во времена Флорентийской республики и предлагает примерить на себя роли купцов, членов знаменитой гильдии, занимаясь организацией производства, налаживанием торговых связей и поставок сукна в другие регионы, не забывая при этом делать посильный вклад в строительство и украшение опекаемых гильдией городских зданий и церквей. Целью игроков является накопление очков влияния, по сумме которых и определяется победитель в игровой партии. Каждому игроку предстоит выстраивать собственную стратегию развития исходя из меняющейся игровой ситуации и действий соперников, и использовать различные доступные пути продвижения к поставленной цели.
В начале партии в распоряжении игрока имеются персональный планшет с работающей мастерской, 2 тайла дополнительных мастерских и набор деревянных фишек, состоящий из нескольких дисков работников, 3 кораблей и 3 торговых постов, а также россыпи кубиков влияния. Кроме этого он получает 1 карту действия, а также втайне от других выбирает одну из карт влияния. Карты влияния будут вскрыты в конце партии и позволят получить дополнительные победные очки за выполнение условий этих карт. Так как очки таким образом могут быть получены несколькими игроками, карта влияния даёт владельцу возможность повлиять на исход игры и одновременно создаёт интригу на время партии.
Общее игровое поле разделено на несколько частей. Кроме расположенного по контуру трека для подсчёта очков, есть 4 больших зоны. Городской совет состоит из рядов и клеток, на которых в начале партии располагаются 15 тайлов влияния, задающих порядок промежуточных подсчётов очков и засчёт этого определяющих сценарий текущей игры. Справа от совета расположены три здания, в строительство и декорацию которых купцы будут вкладывать свои материалы и получать очки влияния при соответствующем подсчёте очков в городском совете. Область на карте используется, чтобы отмечать расположение торговых представительств купцов и отслеживать поставки сукна в различные города Европы.
Основной рабочей областью купцов является четвёртая зона, схема города, со случайно располагающимися в начале игры жетонами мастеров и поставщиков материалов. На улицах, соединяющих дома мастеров, находятся клетки для рабочих. Отправка рабочего на одну из улиц города — обязательное действие игрока в свой ход. Находясь на клетке, такой рабочий получает доступ сразу к двум мастерам на концах улицы. Выбранные с помощью рабочего действия могут быть выполнены игроком в любой последовательности.
Этот вид механики размещения рабочих (worker placement), используемой в Calimala, является оригинальной отличительной чертой игры по сравнению с другими проектами в жанре евростратегий. При размещении фишки на пустой клетке активный игрок единолично получает доступ к соседним действиям. Размещение диска рабочего поверх других дисков запускает очередь из действий для всех фишек в стопке сверху вниз. Находящиеся в резерве каждого игрока бесцветные (белые) диски рабочих позволяют при размещении воспользоваться каждым из действий улицы дважды. Но при этом белые диски не позволяют использовать действие при последующем размещении фишки поверх них, т.е. по сути исключают элемент инвестиций работников в будущие ходы.
Мастера в городе обеспечивают игроков всем диапазоном необходимых для ведения дел действий, от поставок сырья на самом нижнем уровне экономической модели до запуска и модернизации производства и конечной дистрибьюции товара на рынки Европы на верхнем уровне. Действия с сырьём представлены поставками базовых ресурсов в виде дерева, кирпича и мрамора. При помощи действия «Строительство» из этих ресурсов возможно построить торговый пост в одном из городов для будущих доставки сукна по суше, соорудить корабль для осуществления торговли по морю, а также увеличить ткацкую мастерскую для повышения мощности производства. Для непосредственно запуска производства используется действие «Ткачество», наполняющее мастерские сукном. Для доставки произведённого сукна в другие города используются соответствующие действия для сухопутной и морской «Отправки ткани». И наконец, для участия в строительстве и декорировании зданий, игрокам доступны действия «Пожертвований» и установки «Скульптур».
При размещении рабочих активный игрок должен иметь возможность выполнить хотя бы одно из двух действий на улице. Если игрок не может выполнить одно из них, в качестве компенсации он получает карту действия. Эти карты могут разыгрываться в любом количестве как до, так и после выполнения игроком каждого из действий на улице. Но карту разрешено играть уже только при условии, что действие на ней в данный момент выполнимо.
Улицы города не безразмерны и в игре способны вмещать до трёх рабочих. Четвертый диск рабочего, оказавшийся снизу стопки, в свою очередь вместо выполнения действий отправляется на первый свободный тайл влияния в городском совете. В этот момент игра прерывается на промежуточный подсчёт очков, заданный условием активированного тайла. А после распределения очков влияния игроки продолжают совершать ходы дальше.
Ход за ходом купцы отправляют своих рабочих в город, поручая им выполнение действий мастеров на соответствующих улицах. Со временем работники занимают места в городском совете и помогают купцам зарабатывать влияние по 15 критерием на тайлах влияния. При заполнении мест в совете игра завершается. Равно как и завершает партию выставление всех доступных игрокам рабочих на улицы города. В таком случае игроки активируют оставшиеся не занятыми места в городском совете и переходят к финальному подсчёту очков. В финале партии наконец-то вскрываются все карты влияния, хранившиеся у игроков взакрытую, и по условиям каждой из карт распределяются дополнительные очки влияния. Самый влиятельный игрок становится победителем. А при ничьей учитывается количество мест, занятых фишками игрока в городском совете, и при необходимости (равенстве по числу мест) по близости расположения последних получивших места представителей к началу списка.
Кроме достижения целей своей собственной тактики на игру размещение рабочих в городе позволяет игрокам достаточно сильно влиять на возможности соперников. Например, нахождение двух рабочих одного игрока на улице очевидно делает её малопривлекательной для соперников, которые при выборе этой улицы будут вынуждены предоставить владельцу двух фишек слишком большое преимущество в количестве выполняемых в очереди действий. Или, например, размещение рабочего поверх стопки из 3 других обеспечит владельцу нижнего диска место в совете, а значит и увеличит его шансы при ничейных ситуациях, в которых это место имеет большое значение. Ну и нельзя недооценивать своевременность запуска промежуточных подсчётов при активации тайлов в совете. Очевидно, что выбор удобного с точки зрения выполнения условия тайла момента для себя и неудобного для соперников — важный тактический элемент в игре. Как уже говорилось, порядок тайлов определяет сценарий отдельной игровой партии, и во многом за счёт тактических возможностей с учётом достижений всех игроков к моменту очередного подсчёта очков в совете.
Случайное расположение тайлов в городском совете и на улицах города обеспечивает вариативность игровым партиям и повышает реиграбельность Calimala, каждый раз бросая новый вызов игрокам в виде сложившейся на поле комбинации. Благодаря колоде карт действий в игре присутствует и фактор случайности, но его влияние не должно быть сильным, так как карты играют скорее вспомогательную, чем решающую роль при грамотном построении своей стратегии.
Русская локализация игры была подготовлена совместно издательствами «Правильные Игры» и
Качество компонентов русской локализации не уступает зарубежной версии. Все деревянные фишки, которые составляют львиную долю в комплектации игры (306 компонентов) произведены на фабрике оригинального издания. Российскому же производству были доверены представленные в меньшинстве картонные компоненты — игровое поле, планшеты игроков и тайлы. Оформление игры выполнено с элементами в стиле эпохи Возрождения. И несмотря на более явное преобладание математичности над тематичностью в игровом процессе Calimala, оформление всё же добавляет антуража игровым партиям.
Резюме
Достаточно простая в освоении, настольная игра «Calimala. Флорентийский купец» может понравиться игрокам, отдающим предпочтение не слишком сложным настолкам. Но при этом способна озадачить и опытных любителей экономических стратегий, увлекая их в относительно быстрые партии продолжительностью около часа. Благодаря вариативности начальной раскладки игровых жетонов, партии отличаются друг от друга как по сложности поиска решений на схеме действий, так и по последовательности промежуточных подсчётов на тайлах городского совета, одновременно определяющих тактические возможности игроков для влияния на действия друг друга. Немного непредсказуемости игре добавляет фактор случайности, представленный картами действий, но по мере накопления опыта игроков, влияние фактора на исход партии должно снижаться.
Плюсы
+ простая в освоении
+ быстрые игровые партии
+ хорошее взаимодействие между игроками
+ расширенные правила с дуэльным режимом
+ высокая реиграбельность
Минусы
— преобладание математического расчёта в геймплее
— недостаточная тематичность
— излишне большой размер коробки
P.S. Игра предоставлена для обзора издательством Правильные Игры