Вот уже 9 лет «Эволюция» уверенно себя чувствует на российском рынке настольных игр, оставаясь легко узнаваемым отечественным брендом и сохраняя на протяжении всего этого времени аудиторию своих поклонников. В основе интереса к игре простая в освоении механика развития популяций существ с помощью карточек свойств видов. Легким движением рук игроки создают экосистемы и борются за выживание своих видов, занимаясь как прокормом, так и убежищами и развитием защитных свойств у существ. Каждая партия при этом разыгрывается по-новому благодаря различным сочетаниям карточек свойств на поле.
Залогом сохранения интереса к игре долгие годы являлись дополнения, поэтапно обогащающими игру новыми элементами и механиками. Благодаря дополнению «Время летать» среди новых свойств существ появились «Полёт» и «Специализация». Животные поднялись в воздух и вес (в количестве карт свойств у существа) приобрёл особую роль для их выживания. Расширение «Континенты» распределило экосистемы игроков по материкам и океану, охотиться и добывать пищу животным стало на порядок сложнее. С появлением дополнения «Растения» кормовая база перестала зависеть от кубиков и стала менее непредсказуемой. Вместе с этим появились живущие своей жизнью растения, каждое со своими особенностями существования и добавляемыми картами растительных свойств. Кроме растений дополнение ввело в игру грибы, развивающиеся в тесной связи с изменениями популяций животных.
Каждое из обновлений в упрощённой форме добавляло в игру новые слои, расширяя возможности «Эволюции» как игрового симулятора экосистем. Фирменным стилем и духом серии игр всё это время была относительная серьёзность авторского подхода, ведь одним из источников вдохновения была научная достоверность взаимодействий видов в природе, а среди приоритетов была образовательная роль игры. Но и этой особенности игры, как оказалось, суждено было эволюционировать.
«Трава и грибы» — не только дополнение, разработанное ярыми любителями «Эволюции» Василием Крузенштерном и Фёдором Wuurzag и оформленное Лизо Колоновой. Трава и грибы — это новый характер игры и новый вызов опытным игрокам. В состав дополнения входят 24 особые карты травы и грибов, 32 метки последствий и 27 фишек еды, а также пара пустых карт и буклет с правилами.
Основным элементом, вокруг которого построена новая механика в игре, является колода флоры из карт 6 видов травы и 6 видов грибов. По формату карт (6х13 см) и по дизайну на них опытные игроки увидят схожесть с дополнением «Растения», и эта схожесть действительно есть. Как и в «Растениях» кормовая база здесь определяется не кубиками, а картами, разыгрываемыми из колоды флоры. Отличительной чертой новых карт являются чуть более простые правила розыгрыша, а также новшество в виде последствий от употребления животными в пищу растительных и грибных фишек еды.
Без шуток! Кампания софинансирования издания игры в данный момент проходит на площадке CrowdRepublic, на странице проекта «Эволюция. Трава и грибы»
В фазу определения кормовой базы на игровом столе появляются случайные карты из колоды флоры в количестве, равном числу игроков. На новых картах выкладываются жетоны пищи, и вместе с выложенными на прошлых ходах эти жетоны составляют общий запас пищи. Как и в «Растениях» грибы растут после удачной охоты, когда хищник в фазу питания съедает другое животное в игре, а также при вымирании животных в соответствующей фазе. В отличие от грибов трава разрастается сама, при условии что на карточке в фазу вымирания остаётся хотя бы один жетон пищи.
Оригинальный характер игры задают новые свойства на картах травы и грибов. Теперь это не просто кормовая база, а активный участник геймплея. Каждая карта напрямую влияет на животных и зачастую усложняет им задачу по выживанию в новой агрессивной среде. Так, при поедании, казалось бы, безобидной «Улыбнись-травы» животное получает метку «Пацифизм», из-за которой теряет возможность атаковать даже будучи хищником. «Дурман-трава» и метка «Дурь» на животном делают его более лёгкой добычей, ведь хищники смогут игнорировать одно из его свойств. «Сон» и вовсе прекращает действие всех свойств на существе, снижая, однако, при этом и потребность в пище до 1 единицы. Помочь ситуации сможет «Трын-трава», избавляющяя животных от необходимости брать метки с других карт. В некоторых ситуациях спасением станет «Очистительная трава», позволяющая удалить все метки, правда расплатившись при этом всеми фишками, съеденными животным до этого.
Но не спешите огорчаться, ведь растения ещё не самая большая проблема в игре. Грибы — вот с чем шутки будут плохи. Хотя что ещё останется игрокам, когда вся трава будет съедена? «Бледная поганка» настолько ядовита, что съевшему её по какой-то случайности животному уж точно не сдобровать в фазу вымирания, ведь с меткой «яд» оно гарантированно погибнет. Разве что не успеет закусить «Плесневелым грибом» и получить защитную метку «Антидот», улучшающую пищеварение в т.ч. после поедания ядовитых животных. «Гриб прозрения» позволит проникнуть в тайны карт на руке соперника, однако, ценою сброса карт со своей руки. Странные вещи происходят после поедания «Безумной шляпки», позволяя соседу вместо игрока с безумным животным разыгрывать его фазу питания. Градус безумия способен повысить «Бешеный мухомор», одаривающий животных меткой «Бешенство», равно как и соответствующим поведением, заставляющим их нападать друг на друга даже без хищных свойств.
В конце фазы вымирания все метки последствий на выживших животных сбрасываются, а опустошенные карты травы и грибов уходят в сброс. На смену им в новом ходу в игру войдут новые карты и с ними новые условия для выживания.
Апофеозом нововведений в дополнении является правило подсчёта очков, в соответствии с которым карты травы и грибов зарабатывают победные очки в конце партии — за выживание и количество фишек еды, не съеденных животными на их картах. Вы спросите, зачем? Дело в том, что по сумме очков игра может обыграть игроков. Союз «Травы и грибов» считается полноправным участником партии и всё время партии будет играть против вас по аналогии механик Автомы в некоторых других настольных играх.
Резюме
Трава и грибы — отныне не просто кормовая база. Кроме пищевого ресурса они задают особые условия для выживания, и порою в более агрессивной среде, чем это было в игре прежде. Самое оригинальное, что теперь с их помощью флора отрастила «зубы» на существ, Автома способна победить в партии и тем самым вынуждает игроков задумываться о совместном планировании действий, в некоторой степени переводя «Эволюцию» в жанр полукооперативных настольных игр. В первую очередь дополнение ориентировано на аудиторию поклонников и опытных игроков, готовых к новому испытанию своих навыков. Одновременно с этим дополнение делает оригинальную «Эволюцию» по-новому интересной и новым игрокам, в том числе благодаря иллюстрациям и шутливым свойствам, добавляющим юмор в уже традиционно серьёзный научный подход авторов игры.
Кто знает, возможно, успех «Травы и грибов» откроет новую веху (или ветку) в развитии серии, и в будущем она пополнится новыми фановыми дополнениями «Эволюции».
P.S. Игра предоставлена для обзора издательством Правильные Игры