Метро 2033.2

Обновление настольной игры Метро 2033 было анонсировано еще в прошлом, 2011 году. Ближе к Новому году нетерпение всей настольноигровой общественности только обострялось, и вот совсем недавно игра наконец-то засветилась на московской настольной выставке в Тишинке, где оказалась под пристальными взглядами как уже знакомых с первой версией настольщиков, так и просто любознательных игроков.

настольная игра Метро 2033

Чем же новая редакция на самом деле отличается от первой? Действительно ли игра стала лучше? Или с уменьшением количества компонентов «обеднел» и сам игровой процесс? И как же теперь без кубиков? Ответы на эти вопросы и другие детали обновления разберём прямо здесь и сейчас. :)

P.S. Игра подарена издательством «Мир Хобби»

О комплектации и компонентах игры будет отдельный обзор, а сейчас о самом интересном в игре — нововведениях и геймплее.

В деталях

Первое, к чему придется привыкнуть — это новые карточки кланов. Вернее сказать, придется отвыкнуть от старых, больших, со шкалами и жетонами-маркерами, которые, кстати, очень часто смещались при малейшем дуновении и движении, отчего нередко вызывали недовольное бормотание со стороны соперников, следящих за показателями друг друга.

Новые карточки уменьшены до формата стандартной игровой карты, не содержат никаких шкал, только символ клана и игровой бонус. Карточки героев изменились, но не сильно — особые возможности были пересмотрены и, главное, теперь бесплатны.

настольная игра Метро 2033

Немаловажный момент — разделение игрового поля на районы, которое не сразу заметно на игровом поле (из-за притушенных тонов), поэтому я специально получше выделил его на фото.

настольная игра Метро 2033

Полис больше не является «базой» одного из игроков, и, более того, его захват (всех 4-х станций) стал условием быстрой победы.

Районы приобрели значение в начале игры, когда игроки по кругу выбирают себе кланы. При этом неиспользованные районы (если игроков меньше 6) вообще не участвуют в игре,а выбранные должны соседствовать как минимум с одним из районов соперников. Выбор героев происходит после выбора кланов в обратном порядке (с последнего игрока, выбиравшего клан) и так же, как и выбор кланов, в открытую.

Немного изменились границы доступного метро за пределами Ганзы, некоторые станции исчезли со схемы, некоторые, наоборот открылись.

Новая дорожка раундов определяет начало каждого раунда как ресурного, ресурного с голованием или угрожающего набегом всяких монстров из тоннелей.

настольная игра Метро 2033

Да, ресурсы теперь пополняются не каждый ход и их на самом деле не так уж и много, что заставляет не раз и не два подумать, прежде чем тратить кровные на инвентарь, задания или отряд. Больше никаких кубиков и прихода ресурсов а-ля Catan, больше никаких жетонов станций с микроскопическими цифрами («так это 6 или 9», — периодически можно услышать при игровых партиях в первое Метро). Теперь ресурсы получают строго «по карточкам» в начальной фазе ресурного раунда.

Вы сказали «фаза»? Да :) Каждый раунд четко разделен на фазы, идущие в определенном порядке:

настольная игра Метро 2033

Ресурсы приносят только те станции, которые производят заданные раундом виды ресурсов. И только по 1 жетону со станции. Станции Полиса стали универсальными и могут приносить любой вид ресурса по выбору контролирующего их игрока.

настольная игра Метро 2033

Полис оказался исключительным не только благодаря своему универсальному хозяйству, но и тому факту, что теперь стал свободно пропускать отряды игроков через свои станции. Т.е., например, Охотный ряд отныне считается соседним для Кропоткинской, что открывает игрокам новые возможности при нападении на станции.

настольная игра Метро 2033

К новой политике Полиса присоединилась и Ганза, которая стала пропускать отряды игроков, но только на расстояние одного перегона. Так что радиальные станции теперь тоже считаются соседними.

настольная игра Метро 2033

Значение Ганзы стало тем более важным, когда выдача игровых заданий была отдана ведомству Кольцевой ветки.

настольная игра Метро 2033

Единица инвентаря, как и задания, теперь имеет общую для метро стоимость (1 гриб и 1 патрон). А возможные приобретения открыты на всеобщий обзор на прилавке Рынка Ганзы. Плюс к этому у каждого покупателя есть возможность обновить предложение один раз за раунд. Конечно, не за просто так, а за дополнительный патрон. :)

настольная игра Метро 2033


карточек инвентаря. Больше нет разделения на одноручное и двуручное, инвентарь (рюкзак) и транспорт. Теперь все «по-взрослому» — инвентарь и все тут. Не более двух единиц на героя в начале игры и до трех на завершающем этапе, когда один из игроков наберёт 6 ПО.

настольная игра Метро 2033

Некоторые виды вооружения имеют помимо постоянных бонусов к силе героев, альтернативные, против угроз определенного вида (всего их 3 вида).

Не боевые предметы и транспорт получили различные менее тривиальные бонусы:

настольная игра Метро 2033

Кроме героев, которых предстоит прокачивать различным инвентарем, у каждого игрока по-прежнему есть отряд, правда управление им несколько усложнилось. Во второй фазе раунда всем игрокам, имеющим отряд силой 6 и выше, приходится платить ветчиной за его содержание. А при желании увеличить отряд придется заплатить не только свиньями, но и патронами на откармливание и вооружение новобранцев.

настольная игра Метро 2033

Нельзя сказать, что это не пошло им на пользу, ведь теперь отряды могут нападать не только на соседние станции и биться там с армией противника или угрозами, но и на героев, находящихся на соседних нейтральных станциях. А вот на своих станциях герои теперь под защитой и нападать на них запрещено.

настольная игра Метро 2033

Помимо этого у обороняющегося игрока всегда есть выбор, защищать станцию силами отряда или прокачанного героя, находящегося на обороняющейся станции.

Ну ладно, ресурсы теперь без кубиков, ну а сражаться-то как? Теперь все по-честному, бойцы.
= базовая сила персонажа + сумма бонусов инвентаря.
Сила армии — это только сила армии, плюс (иногда) некоторые геройские бонусы от некоторых карточек.
Сила станции — либо сила армии, либо сила героя, стоящего на ней.
Больше никакого уровня активности. Активность здесь всегда, иначе проиграл. И никакой больше надежды на кубиковый «авось прокатит» с голыми руками на амбразуру. Нет, нет и нет. Выигрывает только сильнейший. Развиваемся, покупаем, прокачиваемся, считаем и нападаем, прокачиваемся, считаем и нападаем…

Разве что немного интригу в боях между игроками сохраняют боевые карты. Из 7 доступных карточек игроки получают в закрытую по 3 каждый, выбирают из них наиболее подходяющую для атаки или защиты и вскрываются, получая (или нет) бонус к силе.

настольная игра Метро 2033

Кстати, нападение на станцию больше не означает ее захвата. Для присоединения станции к своему клану придется снова расплатиться ресурсами. Если нападаем на нейтральную станцию, то готовим 1 гриб и 1 свинью. Если же нападаем на чужую станцию — то 1 гриб. Уверен, вы поняли намек. :)

Даже в мирное время игра не даст расслабиться. Когда игроки отдыхают от междуусобных войн, на их станции обязательно будут надвигаться всевозможные угрозы, которые кроме видовой классификации получили разделение на две колоды — менее сильных и более сильных угроз.

настольная игра Метро 2033

Смена колод происходит в меттельшпиле, когда один из игроков добирается до 6 победных очков на итоговой дорожке.

Видимо, к релизу 2-й редакции до Метро добрались-таки законники и ввели в игру еще один вид карт — карты Законов, принимаемых голосованием в соответствующем раунде. Несмотря на кажущееся усложнее ими геймплея, процесс голосования предельно прост: у каждого игрока есть возможность проголосовать «За» или «Против», используя голоса, количество которых равно количеству станций (+2 для Конфедерации 1905 года).

настольная игра Метро 2033

Завершенные задания теперь однозначно приносят 1 победное очко. А дополнительные бонусы (в рамочках) могут использоваться как единожды, при сбросе невыполненного задания, так и многократно у выполненных заданий, правда, опять-таки не бесплатно, а за 1 патрон один раз за раунд. Таким образом значительно повышается роль квестов в игре и в некотором смысле их выполнение добавляет навыки доверительные возможности игрокам.

настольная игра Метро 2033

Ну и еще приятная новость — у игрока не может быть менее 3 станций. Если в результате потери контроля над одной из станций, остается только две, то игрок сразу же производит захват одной из нейтральных станций в своем или (при невозможности) в чужом районе метрополиса.

В целом

Должен признаться, еще при знакомстве с первым Метро, я был настроен скептически. Кубики, по отзывам недостаточно проработанная, нацеленная больше на читательскую, чем настольную аудиторию, смесь америтреша и еврогейма.

Единственно, что привлекало однозначно — это интересная тематика и атомосфера, проверенная не одним в том числе и компьютерным игровым проектом, как, например, во многим известном Fallout-е.

Но после нескольких партий игра затянула и проявляла себя как достаточно играбельная, не совсем управляемая игроками и оттого иногда даже немного жестокая, но все же превратившая одну из игровых встреч нашего настольного клуба в регулярную, привлекая к себе не только знакомых с ней игроков, но и новичков.

От новой редакции все ждали улучшений в игре, большей зависимости геймплея от действий игрока, больше стратегичности и атмосферности.

И не дождались…

На самом деле игра оказалась настолько переработана, что стала совсем другой. Вообще другой игрой.

С первой версией ее еще связывает книга, тематика, отчасти компоненты, отчасти игровые элементы как то герои, станции и угрозы.

Но игровой процесс отличается кардинально. Вместе с кубиками ушли многие риски, игра стала жестче, неверные просчеты больше нельзя компенсировать удачным броском 2d6. Цена ошибочных решений выросла и проигрыш уже не оправдать простым невезением в кубах.

От неустойчивой смеси америтреша и еврогейма, удачи и отважной глупости геймплей Метро явно сместился в сторону значительно менее рандомной стратегии с ярко выраженными элементами рпг.

Ценой, увы, стала отчасти потерявшая силу атмосферность и где-то романтика отчаянного геройства, а также относительно непродолжительные партии в прошлой игре.

Более четкая формализация раундов с одной стороны немного усложнила игровые партии с другой.

Заметно вырос пресловутый даунтайм, тем более что продумать ход заранее наврятли получится, когда игровой расклад может меняться с каждым ходом каждого из соперников.

В целом игра заставляет передумать как надеявшихся на доработки первой игры, так и пессимистов, не ожидавших кардинальных улучшений. Метро 2033.1 и Метро 2033.2 (как я их различаю) получились разными и не подменяют одна другую.

Кому-то будет интересно сыграть в первую игру, имхо более затягивающую в события постапокалиптического мира, суровую к рационализаторам и нередко поощряющую удачливых и отважных. Ну а для кого-то привлекательной покажется более стратегичная и проработанная вторая, требующая вдумчивости и уверенности в своих планах и решениях.

Пока я продолжаю осваивать новое Метро, я не делаю однозначного выбора в пользу одной из версий, да и стоит ли? Зачем отказываться и лишать себя целого игрового мира для будуших вылазок в компании с другими настолкерами. :)

настольная игра Метро 2033

TwitterFacebookTumblrLiveJournalPinterestПоделиться

4 Comments

  1. Тюша

    Играла в Метро на игоровой встрече «Настолкера»…вывод..игра затянута, партия длилась 4 часа, включая время на разбор некоторых моментов правил. Ах да…нас было пятеро, может из-за этого партия длилась столь долгое время.
    Случайности в игре нет, единственная случайность — это при распределение Боевых карт во время сражения между игроками. С ними мне то как раз и не везло…
    По поводу стратегичности…стратегию мне было сложно сформировать…единственное, над чем приходилось задумываться это распределение ресурсов — за одну фазу, ресурсов должно было хватить на прокорм армии, если она больше пяти человек, потом на захват станции хотя бы армией, т.к. захватить станцию и армией и героем за один ход никому не удалось, т.к. не хватало ресурсов на покупку двух захваченных тобою станций — грибочек и свинюшка.
    Еще я старалась захватывать те станции, чьи ресурсы мы бы получали в следующую фазу, т.е. если в след. фазу получаем грибы и свиней, то я старалась захватить станции с грибами и свиньями, но опять же в этом случае нужно думать над количеством шагов, которые ты можешь сделать. В результате получалось, что армия у меня станции не захватывала, а только работала, а герой ходил и захватывал…поскольку если бы армия не работала, то у меня бы не хватило бы ресурсов. Вообщем ресурсы играют ключевую роль и нужно думать тратить или не тратить, так как потеря даже одного гриба может обернуться проигрышем.
    Хочу еще отметить Угрозы…они стали легче…количество побед над угрозами было больше чем поражений, в отличии от первой версии игры. Игроки просто не нападали, если у них мало сил — если у тя меньше 4-5, то смысла нападать практически не было, в этом случае лучше было купить пару предметов, как все и делали.

    Но мы сыграли только одну партию…посмотрим, что будет во второй…когда там у нас следующая встреча? :)

  2. BGGeek

    @Тюша
    Ближайщая встреча с вылазкой в Метрокатакомбы в этот викенд. :)

  3. Saiyan

    Спасибо большое за обзор, надеюсь игра мне и моим друзьям понравится.

  4. Спасибо за обзор. Изменения реально большие, надеюсь, они полностью изменят неиграбельную первую часть.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.
Required fields are marked:*

*