Ганза (нем. Hanse, древн. Hansa, буквально «группа», «союз»), также Немецкая ганза (лат. Hansa Teutonica) — союз немецких свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе — для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. В союз входили города Германской империи, либо города, населенные немецкими гражданами (бюргерами), имеющие автономное городское управление («городской совет») и собственные законы.
Продолжаем знакомство с настольной игрой Hansa Teutonica и примеряем на себя роль владельца и управляющего торговой сетью между городами Ганзейского союза.
P.S. Игра предоставлена для обзора магазином BrainTrain.
О чём игра
Игра об установлении торговых путей между городами союза Немецкой Ганзы, о совершенствовании различных торговых навыков, увеличении ресурсов и правильном их распределении по торговым сетям.
Игровой процесс
Для начала необходимо подготовиться к игре. Говорить мы будем о варианте игры для 2 игроков — он немного отличается от игры для 3-5 игроков, поэтому рассмотрим его с оговорками на обычную игру в отдельных моментах.
Игровое поле двустороннее, нам понадобится сторона с соответствующей пометкой:
Итак, подготовимся к партии.
Для игры нам понадобятся бонусные маркеры, чёрный кубик-маркер заполненных городов и для партии на двоих фишка-человечек и 4 жетона-рыцаря.
Маркер заполненных городов выставляется на нулевое деление шкалы в левом верхнем углу карты:
А четырьмя рыцарями необходимо разделить большие провинции на более мелкие. Провинцией в игре считается область, ограниченная дорогами, краями карты и рыцарями.
Золотые бонусные маркеры используются как «стартовые» и расставляются по трём путям на карте, помеченным Таверной.
Каждый игрок получает секретер и набор деревянных фишек своего цвета — 27 кубиков и 4 диска.
Один из кубиков отправляется на старт линейки для подсчёта очков:
Остальные распределяются следующим образом: сначала закрываются уровни торговых навыков на секретере — все, кроме начальных (немного отличающихся цветом), затем 1 диск-купец и 5 кубиков-торговцев кладутся в резерв игрока (мы выбрали для него место НАД секретером), откуда их можно будет выставлять на поле. А остальные отправляются в запас (у нас ПОД секретером), откуда их сначала нужно будет перевести в резерв, а потом уже использовать на поле.
Торговые навыки, которые надо будет развивать игрокам, следующие:
— ключи — определяют бонус (число) при подсчёте очков в конце игры за каждую контору в городах самой длинной торговой сети игрока;
— письма — количество действий, которые может совершать игрок в свой ход;
— привилегии — позволяют строить конторы в тех зданиях города, где требуются привилегии разного уровня (цвета);
— книга — количество торговцев и/или купцов, которые можно перемещать на поле за 1 действие;
— кисеты — количество торговцев и/или купцов, которые может переводить из запаса в резерв, потратив 1 действие.
Человечек используется для выбора игровой провинции в каждом ходу. При игре вдвоём любые действия игроков должны происходить только в выбранной и помеченной фишкой провинции. В начале игры провинцию для человечка выбирает игрок, который будет ходить вторым. Далее каждый игрок сможет уводить человечка на 1 или 2 провинции (в начале или конце своего хода), либо переставить в любое место, потратив одно своё действие.
Итак, подготовка завершена, начинается сама игра.
В каждый свой ход игрок может совершать определенное количество действий, определяемое уровнем развития соответствующего торгового навыка. Эти действия могут быть следующими и следовать в любой очередности:
— пополнение резерва из запаса — перемещение фишек торговцев и купцов из запаса в резерв;
— выставление 1 торговца или купца на торговый путь на карте;
— смещение 1 торговца или купца другого игрока с торгового пути;
— перемещение торговцев и купцов между торговыми путями на карте;
— утверждение торгового пути между 2 городами.
Большую часть времени, конечно, придётся трудиться над установлением торговых путей, выкладывая торговцев или купцов на домики между городами:
Когда все домики между 2 соседними городами заняты фишками одного игрока, он может утвердить торговый путь.
После утверждения пути происходит следующее:
1. игроки, контролирующие (имеющие больше контор в городе или имеющее контору правее при равенстве) города получают по 1 очку престижа за город, сразу передвигая свои маркеры очков на линейке рядом с полем;
2. игрок, утвердивший путь, получает бонусный маркер, если он был установлен на этом пути;
3. игрок, установивший путь, совершает одно из действий:
а) открывает контору в одном из этих 2 городов;
б) улучшает торговый навык, если путь был проложен к одному из «желтых» городов;
в) устанавливает купца на одно из бонусных клеток я городе Кёллен, если торговый путь был проложен именно к нему.
Уверен, вы сразу поняли, что большую часть очков зарабатывается открытием контор в городах, по возможности, мешая сопернику контролировать эти города — для этого надо поставить больше контор или открыть контору справа от чужой (если будет равенство контор).
Установить контору можно в любой из городов на концах утвержденного пути. Для этого все фишки, кроме одной возвращаются в запас игрока, а оставшаяся занимает свободную контору, причём занимать конторы можно только слева направо. В нашем случае мы можем поставить купца в Дортмунд (туда можно было поставить только купца — это ясно из формы конторы — круг или квадрат):
или торговца в Падерборн:
Всё бы хорошо, но именно на торговых путях в первую очередь и будут сталкиваться интересы разных игроков:
Чтобы разрешать интересы в ту или иную сторону, нам придётся рано или поздно смещать чужие фишки с нашего пути. Но надо сказать, как ни странно это звучит, но это может быть выгодно обеим сторонам. И вот почему: при смещении зеленый игрок должен заплатить из резерва в запас 1 фишку за смещение торговца или 2 фишки за смещение купца (купцы, видимо, в другой весовой категории 🙂 ). При этом красный игрок получает из своего запаса на поле дополнительную 1 фишку за смещаемого торговца или целых 2 фишки за смещаемого купца.
И сразу же распределяет всех их со старого места на соседние торговые пути. В нашей ситуации зеленый потратил 2 действия и заполучил контроль над всем торговым путём между Дортмундом и Падерборном, но и красный не остался обездоленным, получив при перемещении сразу два соседних пути, которые сможет утвердить уже в своём ходу, потратив по 1 действию на каждый.
При открытии контор надо помнить об уровне привилегий, развивать которые придётся обязтаельно. Например, в Варбурге можно открыть контору только имея минимальные (оранжевые) привилегии.
Кстати, здесь же, в Варбурге, за первую контору в городе игрок незамедлительно получает 1 очко престижа. Понять это можно, увидев монетку на месте будущей конторы. 🙂
Не конторами едиными. Не стоит забывать о развитии торговых навыков. Те же привилегии или, например, Действия. Чтобы развивать их, необходимо прокладывать торговые пути к городам с жёлтыми флагами. Когда путь проложен и утверждается, вместо открытия конторы можно выбрать улучшение соответствующего навыка — в нашем случае Действий.
Фишки с торгового пути возвращаются в запас, а на секретере один из кубиков снимается с очередного значения уровня и пополняет собою резерв игрока. Таким образом, при улучшении навыков игрок увеличивает вдобавок и количество действующих в игре торговцев и купцов.
Развитие отдельных навыков целиком бывает особенно полезно. Рядом с последним значением уровня бывает изображена монетка, номинал которой определяет количество бонусных очков, которые получит игрок по окончании игры, если доберется до последнего улучшения этого торгового навыка.
Кстати, в этом случае, мы получаем одно дополнительное действие уже в этом ходу. Так как до улучшения было доступно 4, а после стало доступно 5.
Особым «желтым» городом является Кёллен. Вместо установки конторы при утверждении торгового пути игрок получает возможность оставить одного из участвующих в построении пути купца в городе. Причём место можно выбрать в соответствии со своими привилегиями. В конце игры этот купец принесёт владельцу дополнительные очки престижа.
Когда в одном из городов заняты все конторы
необходимо передвинуть маркер на одно деление:
Кажется, что зеленый получил контроль над городом. Но не тут-то было. На помощь нам придут собранные с путей бонусные маркеры, на использование которых, кстати, не надо тратить действие.
Например, использование вот это бонуса позволяет при утверждении торгового пути, доставить свою контору слева от города, перетянув преимущество в городе на свою сторону:
Другие маркеры могут единоразово добавлять значения к различным навыкам или разрешать другие полезные действия:
Например, поменять в городе местами две конторы, не обращая внимания на формы мест под конторами:
Так что не забывайте, собирать маркеры, утверждая торговые пути рядом с ними.
Получая маркер, игрок забирает его себе в резерв, а на тарелку в секретере кладёт взакрытую новый бонусный маркер:
Этот маркер игрок должен выставить на один из путей на карте в конце своего хода:
Кроме «желтых» городов на краях карты есть два города с красными флагами — слева Арнхейм
и справа Штендаль
Соединение этих городов торговой цепью (т.е. цепь из соседних городов с как минимум 1 конторой игрока в каждом) приносит игроку сразу же 7 очков престижа.
И может послужить неплохим спуртом, ведь если один из игроков набирает 20 очков, игра тут же останавливается и начинается финальный подсчёт:
Хотя игра может завершиться и раньше, если закончились бонусные маркеры или заполненными оказались 10 городов:
В финале игроки получают очки за:
— полностью развитые торговые навыки, за исключением «ключей»;
— бонусные маркеры — чем больше маркеров, тем больше очков, например, если за 1 маркер только 1 очко, то за 2 — уже 3 очка;
— купцов в городе Кёллене;
— по 2 очка за каждый контролируемый город;
— и за каждую контору в самой длинной торговой сети — за каждый контору столько очков, на сколько был развит уровень «ключей».
Побеждает, конечно, тот, кто заработал больше всех очков престижа. 🙂
Резюме
Игра может показаться кому-то сложной в освоении из-за количества отдельных нюансов. Но уже после первой пробной партии практически все они легко усваиваются. Это особенность этой игры — её трудно быстро и просто разъяснить человеку, играющему впервые, хотя я попытался сделать это в этом обзоре, и можно даже кого-то отпугнуть от игры. Но если дело всё-таки доходит до самого игрового процесса, игрок лучше схватывает уже «на ходу» основные принципы, в глазах появляется блеск и в голове начинают созревать планы и стратегии на партию.
«Тяжело в учении, легко в бою» — как раз про Hansa Teutonica. 🙂
Несколько факторов, влияющих на очки по ходу игры и при финальном подсчёте, постоянное взаимодействие игроков и столкновение интересов, возможность форсировать продвижение фишки по линейке очков престижа до значения 20 построением цепи Арнхейм-Штендаль и тем самым возможность сломать планы соперника — всё это делает игру интересной и увлекательной даже при игре вдвоём.
При игре 3 и более игроков снимается ограничение на действия в выбранной и отмеченной фишкой провинции, однако, одна карта всё равно сталкивает игроков рано или поздно. Кто-то решил сначал развивать навыки, кто-то, наоборот, выстроить большую сеть, а третий ищет «золотую середину». Одна карта, но разные стратегии и разные игроки, с одними из которых стратегия работает, а другие оказываются хитрее — это даёт игре плюс к реиграбельности.
Если, например, в другой стратегии этого издателя, Экспансии, игровая партия может длиться и несколько часов, то в Тевтонской Ганзе партия может быть сыграна за 40-45 минут. Конечно, если не попадется особо вдумчивый стратег, создающий даунтаймы в партии. 🙂
Для меня Hansa Teutonica представляется как хорошая стратегия с различными возможностями и вариантами в развитии и выигрыше. При этом партии недолгие и это не дает возможности заскучать по ходу игрового процесса, который на самом деле не сложен, но не делает игру простоватой и однообразной, а скорее наоборот, оставляет её на доступном многим уровне и располагает к возвращению в игру в новых партиях.
Кстати, если вы думаете, что эти две игры сильно похожи, увереяю вас, это не так. Совершенно разные игры с совершенно разными принципами, возможностями в развитии игрока и во взаимодействии друг с другом. Конечно, полностью убедиться в этом можно только поиграв в обе.
Нашей игровой компании Hansa Teutonica понравилась, хоть и прониклись настоящим интересом к игре только со 2-3 партии, когда не возникает вопросов по правилам и можно полностью отдать мыслительные мощности на обдумывание и просчёт оптимальных стратегий.
Так что не проходите мимо Тевтонской Ганзы, если выдастся шанс поиграть и попробовать её с кем-то или просто возникнет желание познакомиться с ней. Лучше один раз поиграть, чем услышать сто отзывов. 🙂
Ух, какой масштабный разбор правил. Круто.
Спасибо, хоть подробно познакомился, как там все происходит 🙂
Желание испробовать не пропало.
очень захотелось попробовать после прочтения ) такие здоровские компоненты..