После Spiel 2013

Моя поездка на международную выставку настольных игр Spiel 2013 в этом году снова была не прямой, а с предварительными заездами в разные интересные европейские города. Погулять пришлось немало и 4 дня выставки, завершающие евротур, стали отдыхом от непростых туристических «будней» 🙂

Пока в памяти всё свежо, и впечатления, и эмоции, спешу поделиться ими с тобой, мой дневничок, и со всеми, кто читает эту запись.

Павильоны

Площадь выставки в этом году была значительно сокращена организаторами по сравнению с предыдущим, по каким-то техническим причинам, связанным с ремонтом павильонов. Известно это было заранее и не означало, на самом деле, ничего хорошего. В поездке я мысленно готовился к увеличению плотности посетителей в оставшихся 3-х залах и Галерее. Одновременно это, естественно, намекало на уменьшение количества компаний, представленных на стендах.

New-Hot-Top

Новинки этого года, представленные как крупными, так и не очень издательствами отлично демонстрировали преобладающую евро-тематику. Некоторые игры с первого взгляда можно было попросту перепутать — сразу несколько компаний выпустили очередные вариации мипл-плейсмента, с игровыми полями, оформленными в схожих цветовых гаммах — например, Brussel, Brugge, Yunnah.

Другой тенденцией года стал новый формат воздушных громадных коробок — будто сговорившись, издатели стали убирать свои игры в громадные коробени, по-моему, немыслимые для перевозки тем же самолётом (как собирался домой я) — например, Nations и Amerigo. Цена, при этом, была привычная для новинок Spiel — 45-50 евро, что ещё больше придавало уверенности в стремление попросту раздуть важность своей игры на полках. Надеюсь, увеличение размеров не продолжится в дальнейшем, иначе коробки станут пригодными разве что для возведения пирамид.

В поисках сокровищ

Вспоминая прошлый год, в этот раз я решил подготовиться лучше и воспользовался картой залов, отметив на ней все интересующие меня проекты, коих накопилось на несколько десятков позиций. Карта существенно облегчала обход и поиск нужных стендов, но, к сожалению, одновременно, позволила немного лучше, чем в прошлом году оценить качество обновления рынка.

Как и в прошлом году при знакомстве с играми я делал оценку на основе нескольких естественных (для меня) критериев: механики и её похожести на уже имеющиеся, количества игроков, времени партии, качества компонентов, стоимости, а вернее её соответствия качеству игры в целом.

Во время знакомства с играми было сделано немало фото и более детально я постараюсь описать их позже, но сейчас сформулирую несколько общих мыслей.

Бросающийся в глаза сразу, а оттого и первый недостаток преобладающего большинства игр — графика. Такое ощущение, что практически никто не вкладывается в графику, начиная урезать бюджеты именно с оплаты иллюстратора. И дело вовсе не во вкусовщине, нет, не в ней.

Далее следуют практически наравне сама механика и общая сложность игры. В том смысле, что по моей оценке доля игр со скучными механиками (копиями других, неудачными миксами или просто не интересными сами по себе) была приблизительно такой же, как и доля слишком комплексных игр, на разбор которых не подпишусь даже я. Вот, к примеру, в этом году было замечено несколько космических игр, неявно или откровенно пытающихся повторить успех Eclipse. А небезызвестная компания Homoludicus решилась на издание своей вариации выживания на острове а-ля Робинзон Крузо — кому интересно, игра в английском варианте называется Castaways. Более подробно с последней, я надеюсь, у меня получится познакомиться в ближайщем будущем.

Shut up and take my money!

Распродажи? Да, были, но не в ожидаемом по прошлому году масштабе. Большинство распродаж касалось игр на немецком языке. Чтобы найти игру на английском, нужно было постараться найти и запомнить место на карте. Но, думаю, обилие немецких изданий не должно вызывать у посетителей удивления — Эссен всё-таки.

Схема для понимания «Где распродажи?» проста: в начале выставки большинство магазинов бегают по стендам издательств и выкупают коробки потенциально интересных игр по выгодным мелкооптовым ценам. К завершению мероприятия, в воскресенье после обеда, коробки отдельных игр откровенно залёживаются. Но только если издателя это не сильно заботит, так как часть тиража просто вернётся на локальные склады, то вот для стендовых магазинов эти самые коробки являются куда более серьёзной проблемой. Результат очевиден: у издателей и в их собственных киосках падение цен не сильно заметно — в среднем на 5-7 евро для игр из ценового диапазона 35-50 евро. Исключениями являются издательства, не желающие вести по каким-то особенностям своей логистики (далеко или что ещё) коробки обратно. Самыми вкусными для посетителей оказываются именно магазины. Но найти именно ту игру, что нужна вам, получится далеко не всегда. Очевидно, ассортимент составляется из мейнстрима и, конечно, ширпотреба, который в большей своей массе меня лично не сильно интересовал.

Sold out!

Стоит отметить, что успешность некоторых игр может неожиданно вылиться в большой прочерк в вашем виш-листе. Некоторые игры заканчивались в первые же дни выставки. Так, среди первых претендентов оказалась интересовавшая многих игра Nations, слух о завершении коробок с английской версией которой появился уже к обеду 1-го дня. Позже, мне удавалось находить более, чем достаточное количество английских коробок в киоске издателя. Нет, не купил я её. 🙂

Среди быстро раскупленных оказались английские издания Z-Man настольных игр Russian Railroads и Glass Road. Однако, эти самые две игры имеют компоненты с достаточным количеством пиктограмм, чтобы упростить изучение и в случае покупки коробки немецкого издания, которые оставались на прилавках магазинов практически до закрытия выставки. Да, я взял обе, и обе на немецком — думаю, проблем с их изучением не будет.

Ещё одним горячим пирожком оказался Coal Baron, также раскупавшийся на ура. Механика для меня оказалась интересной, графика выполнена на отличном уровне. Так что да, не долго он оставался в виш-листе и был куплен в мультиязычном варианте.

Большой популярностью пользовались анонсированные перед Spiel дополнения для уже ставших хитами настольных игр — например, Robinson Crusoe, Tzolkin,Kingdom Builder, Ticket to Ride и другие. Многие игроки уже в первые часы выставки целенаправленно шли по стендам любимых издательств и не долго думая брали расширения, дополнения, продолжения.

Нам нужно больше минералов

Ещё одна сторона Spiel, прототипы, нескольких потенциально интересных игр крупных издательств по разным причинам отсутствовали на стендах. Например, представители одного из издательств так ответили на вопрос об игре: «:) В следующем году… Может быть :)». Компенсировалось это, правда, не таким уж и маленьким Workshop-ом, где отдельные авторы представляли на всеобщее обозрение свои детища в разной степени готовности.

Кстати, среди них был и наш автор, Павел Медведев, что конечно же не может не радовать. Насколько мне известно, результатами демонстрации стали новые контакты с известными издательствами. Буду следить за новостями проекта и желаю Павлу успехов в реализации задуманного проекта. 🙂

Коммьюнити

Сообщество наше.. наше сообщество.. Да вот даже и не знаю, что лучше здесь сказать о нём.

Начну с того, что Spiel по-прежнему остаётся для России (и не только) geek-овским мероприятием, что вы с этим не делайте. И одна из инициатив, названная «традицией коллективного фото» по сути своей должна бы, очень бы хотелось бы, чтобы так оно и было, но вовсе не демонстрирует увеличение заинтересованной аудитории, на практике всё наоборот. То самое фото наглядно показывает размер этой аудитории (кол-во лиц на фото + 1 лицо фотографа за кадром), заметно уменьшившееся по сравнению с прошлым годом. Что это значит, делайте выводы сами. Я лично считаю, что любая игротека, проводимая в русскоязычных городах имеет для того самого русскоязычного сообщества, очевидно, гораздо большее значение. Изменится ли в дальнейшем эта ситуация — посмотрим, но всё равно будем надеяться на лучшее.

Коллективное фото этого года:

Русское сообщество на выставке настольных игр Spiel 2013

Коллективное фото 2012 года:

Русское сообщество на выставке настольных игр Spiel 2012

The Grid

Есть ещё один немаловажный момент — это интернет, посредством которого на выставке было бы удобно осуществлять координацию и встречаться для совместных партий в настольные игры — именно для этого создавалась группа тире координационный центр игроков на Spiel 2013. Но увы, насколько мне известно, WiFi существует только для арендаторов стендов, мобильный же интернет для русской аудитории может показаться черезчур дорогим. Но даже при наличии сигнала, нагрузка на сети на выставке, по отзывам, не гарантирует хорошего и постоянного соединения.

Резюме

Самое главное, уменьшение площади выставки ударило сразу по нескольким фронтам. Меньше компаний, издателей и, соответственно игр, а также магазинов, которые, как минимум, могли бы составить конкуренцию дисконтам в последний день выставки. Ожидаемое уплотнение и увеличение народных масс я лично смог почувствовать только в воскрсенье и в зонах вокруг стендов магазинов. Стоит при этом отметить, что я заранее предусмотрительно спланировал субботу (т.е. 3-й день) вне выставки, прийдя к вечеру, чтобы избежать пика посещаемости.

По новинкам настольных игр: ожидания были больше реалий, но, возможно, это так всегда. 🙂 Также с неба на землю опустило знакомство с намеченными в плане играми, многие из которых оказались мне не интересны. Добавила неприятного осадка новая мода на гигантские, малопригодные для транспортировки коробки некоторых крупных издательств. Помимо этого, среди изученного ещё перед выставкой ассортимента мною лично не было выделено каких-то сильно выдающихся проектов, всё оказалось более-менее ровно на уровне «среднего интереса». Более близкое знакомство подтвердило предположения.

Уменьшение размера русскоязычной аудитории одновременно огорчило и заставило задуматься над возможными причинами.

В ближайщее время постараюсь вспомнить отдельные игры и дам свою небольшую оценку. 🙂

Share

6 Comments

  1. Slim Slam Snaga

    Я так или иначе встретился с представителями двух десятков компаний. Половина из них попросила правила, часть нашли время глянуть на прототип, кто-то даже поиграл, парочка попросили прислать им прототип или ПнП прототипа.
    Да, я не подписал контракт и никто не загорелся издать мою игру сразу и немедленно, но, с другой стороны, масса знакомств, контактов, советов и даже приглашение на ежегодную людотеку Парижа! Я думаю, это хороший итог поездки.
    Очень советую и иным авторам находить время, силы и средства, чтобы заявлять о себе не на местечковом уровне, а на подобных мероприятиях.

  2. Этот Шпиль прошёл….да, он просто прошёл. Если в прошлые года у меня была хоть какая-то толика зависти к тем, кто поехал, то сейчас как-то всё равно. Плюс действительно понимаешь, что хорошие игры проявляются не сразу, а со временем. Так что все эти списки, гикбаззы и тд. ничего окромя рекламы и продаж не несут.

  3. Спасибо. Очень интересно было узнать в таком вод внятном изложении, как оно было в этом году. Ждём впечатлений от приобретённых игр.

  4. Рад был повидаться. В субботу я так понял, ты писал не на тот номер. Косяк вышел 🙂 Хотя, может, это и к лучшему, так как я простуду подхватил.

    А этот Эссен в плане игр был гораздо лучше прошлого. А прошёл он так тихо, т.к. никто в этот раз на него не поехал 😉

  5. Людофан

    Slim Slam Snaga
    Результат уже хороший имхо 🙂 И да, к совету присоединюсь: однозначно, стоит пробовать.

    Mazz_O
    Следующий уровень постижения этого суетного мира 😉 Не могу не согласиться, Макс, тут ты прав.

    Njuse4ka
    Впечатления обязательно будут 🙂

    vladimirs
    Взаимно =) Да, при переносе номеров напутал последние цифры. В субботу я отдыхал в Бонне и Кёльне. А в воскресенье, как сказала Катя, вас уже не было, уехали. И не болейте!

  6. Mazz_O

    А чему тут завидовать? Никогда не любил Spiel. Вот Gen Con — другое дело. И сам хочу посетить, и завидовал бы (по-белому) тому, кто там побывал.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.
Required fields are marked:*

*