“Эволюция” – полный обзор

Решили поучаствовать в конкурсе «МосИгры». Для этого собрали воедино наши подробные обзоры. Первым стал обзор игры «Эволюция». 🙂

настольная игра эволюция

Итак, …

evolution_kit_001

Коробка, как мы видим, не маленькая и внутренней своей частью представляет последний «российский стандарт» упаковочных коробок для небольших настольных игр, в том числе карточных — примеры таких настолок есть и у других издателей, например, Корова 006 у «Стиля Жизни».

К сожалению, качество самого картона не сравнимо с зарубежными настолками или локализациями, например, Хобби Игр. Но этот факт трудно поставить в укор издателю, так как известно, что с выпуском компонентов игры у нас в России дела обстоят более, чем скромно, отчего игры частично или полностью печатаются/штампуются заграницей, в том числе за дальневосточной границей, отчего на игре Метро 2033 можно найти надпись «Made in China» 🙂

Возвращаясь к коробке «Эволюции» хочу сказать, что при этом качестве картона коробка выполняет свою основную функцию по сохранности компонентов засчёт достаточной прочности.

Декоративная (полиграфская) часть издания выполнена отдельно из плотного картона и «одета» сверху коробки, что лично мне показалось сначала оригинальным решением, однако на практике оказалось не самым удачным. Почему?

Потому что «оболочка» так прочно одета на коробку, что выдвинуть коробку не представляется возможным без повреждения этой оболочки. Мне удалось аккуратно расклеить её по шву, чтобы в дальнейшем можно было переклеить менее «туго» (сделать это можно обычным клеем-карандашом).

evolution_kit_002

Наконец открываем коробку…

evolution_kit_003

… и находим там следующий набор:
— кубики и пластиковые токены (жетоны);
— разбитая надвое колода игровых карточек;
— лист правил и лист с подсказками по игре;
— рекламка проектов «Правильных игр» — ну куда нынче без неё? правильно — н и к у д а 🙂

Как люди опытные и с наметанным глазом, сразу подмечаем, что компоненты можно было уместить в коробку раза в 3-4 меньшую.

evolution_kit_007

Но опять-таки, вспоминаем, где мы живем и что у нас пока нет, видимо, доступных путей решения вопроса с компонентами и даже коробками настольных игр. Так что довольствуемся тем, что есть.

Кстати, заметьте как заботливо карточки и мелкие компоненты упакованы в отдельные пакетики. Мелочь, а приятно. 🙂

evolution_kit_004

На практике это поможет уберечь карточки от некоторых механических воздействий при переноске игры и перемещении (с характерным постукиванием и перекатыванием) компонентов внутри из-за большого свободного пространства в коробке. И даже если вы будете хранить игру в другом месте, эти самые пакетики сделают хранение более удобным (хотя бы потому, что карточки не будут рассыпаться из стопки). В общем, скажу я вам, из мелочей складывается общее, в данном случае общее впечатление об игре.

Итак, распакетиваем компоненты, щупаем и смотрим ближе.

evolution_kit_005

Кубики сделаны из хорошего пластика, хоть и имеют не совсем привычный размер в 12мм, но в руке лежат достаточно удобно. Токены сделаны из цветного пластика и имеют странную, или лучше сказать, не понятно чем обоснованную квадратную форму. Всё-таки игра имеет конкретную тематику и форму жетонов можно было подобрать более подходящую. Но возможно, что это обусловлено бюджетом издания. А более низкий бюджет настольной игры, согласитесь, скорее приближает игру к игроку, чем наоборот. Снова вспомним Шакал, выпущенный прежде в VIP-издании за 7700 руб., и позже изданный в более бюджетном варианте за 990 руб. (хоть и не достаточно бюджетном для высокой заинтересованности покупателей).

А что же карточки?

evolution_kit_006

Карточек в наборе 84 штуки, имеют размер 90 х 61.5 мм и сделаны из плотной бумаги/картона тощиной около 0.4 мм с немного глянцевым покрытием — это заметно на свету. Держать карточки в руке приятно — несмотря на покрытие, они имеют легкую шершавость, которая, по правде сказать, немного затрудняет тасовку колоды. Также, может из-за покрытия, может из-за обработки (или наоборот, недостаточной обработки) краёв карт, перемешивание колоды делать не очень удобно. Возможно, при большей глянцевости и другой обработке линий обреза можно было бы улучшить перетасовываемость — как например, в игре Monoly Deal (Монополия Сделка) несмотря на большое колв-во карт в колоде тасовать их довольно легко и при перемешивании карты не цепляются одна за другую. Возможно, в Эволюции этот эффект исчезнет по мере использования и «затирания» поверхности карт друг об друга — посмотрим 🙂

Основная цветовая гамма карт (светло и темно-зеленые тона) довольно спокойна, что по всем критериям несомненно плюс для игрового процесса.

На некоторых картах присутствуют акценты и указатели, выделенные красным и желтым цветами. В сочетании с зелеными оттенками основной гаммы всё смотрится гармонично и удобно для восприятия во время игры.

Изображения свойств и характеристик животных требуют отдельного внимания: несмотря на некоторую простоту форм уже после первой партии образы легко запоминаются и в дальнейшем узнаются среди карточек. Получается, что эта изобразительная простота и минимализм только способствуют улучшению и упрощению игрового процесса. Не исключено, что в будущих изданиях (например, юбилейном) изображения будут выполнены в другом стиле — будет интересно посмотреть и сравнить.

Названия свойств расположены на краях карточки, что сохраняет читаемость даже в развернутом состоянии (по правилам, некоторые свойства не могут использоваться два хода подряд и «помечаются» разворотом карточки — прямо как в коллекционных карточных играх).

evolution_kit_009

Отдельные свойства используются сразу на две стопки карточек ( = два животных) и при этом сохраняют «связь» между животными даже при различных вариантах разворачивания карт со свойствами.

evolution_kit_008

Все эти на первый взгляд необычные расположения карт обусловленны оригинальной механикой «Эволюции», о которой мы поговорим в следующих постах, посвященых игре.

А сейчас я хотел бы ещё обратить ваше внимание на интересный, тем более, что для российской настольной игры, момент. Вы уже, наверное, заметили, что все названия свойств на карточках на английском и продублированы на русском языке чуть меньшим шрифтом. Описания же свойств переведены на аглицкий на вспомогательном листе (том, что был в коробке рядом с правилами).

Меня поначалу немного удивило подобное решение, но я предположил, что объяснить это можно амбициями «Правильных игр» по дальнейшему экспорту игры в другие (англоговорящие и англопонимающие) страны. Что же — в плане удобства чтения карт «переводы», как ни странно, нисколько не отвлекают внимания, и взгляд фокусируется именно на русских названиях. В более крупном масштабе мы с вами наблюдаем довольно оригинальную игру, разработанную «с умом» (автор игры Кнорре Д.А., между прочим, кандидат биологических наук) и с расчётом на продвижение на зарубежные рынки настольных игр. С этой точки зрения я искренне рад за «Правильные игры», если в их планах действительно есть экспорт игры заграницу, и в целом рад за настольное игроделание у нас в стране. Что же из этого выйдет и будет ли реальный успех у «Эволюции» в других странах — время покажет.

evolution_kit_010

А теперь нам предстоит разбираться в правилах игры, игровом процессе.

О чём игра?

Игра об эволюционном процессе, представленном в упрощенном виде на игральном поле. Каждому игроку предлагается выращивать животных и добавлять им по ходу «эволюции» различные свойства, помогающие в будущем выживать и/или охотиться на животных соперников.

Цель игры

В ходе игры игрокам предстоит выращивать животных, придавать им новые свойства, успевать накормить их в соответствующей фазе хода и при желании нападать на соперников, создавая хищников. Цель — получить в конце игры наибольшее число очков, начисляемых за выживших животных и свойства на этих животных.

Игровой процесс

Перед началом игры происходит подготовка, во время которой необходимо перемешать колоду карточек и раздать каждому из игроков по 6 карт на руки.

настольная игра эволюция

Далее начинается непосредственно игра. Первый игрок определяется наибольшим числом после броска кубиков.

Игровой процесс состоит из ходов, каждый из которых разделен на несколько фаз, происходящих в строго заданном порядке.

Фаза развития

Игроки по очереди выкладывают по одной карточке из руки на стол.
Первой карточкой у каждого из игроков в начале игры является «животное» — это любая карточка, выложенная на стол рубашкой вверх (с изображением ящерицы).

настольная игра эволюция

Снова по кругу (начиная с первого) игроки могут и дальше выкладывать при желании другие карточки, добавляя свойства уже выложенным своим или чужим животным (чужим можно подкладывать «Паразита») или выкладывая себе новых животных с руки.

настольная игра эволюция

Когда процесс создания новых или совершенствования прежних животных будет завершен всеми игроками, может получиться картина вроде этой:

настольная игра эволюция

Свойства добавляются к животному, подкладыванием под его карточку карточки с новым свойством. При этом надо помнить, что свойства не могут дублироваться у одного животного, за исключением свойств «Жировой запас», т.к. смысл этого свойства именно в накоплении питательных веществ. Парные свойства выкладываются поверх сразу двух (выбранных) карточек животных.

Итак, наступает время для кормёжки 🙂

Фаза определения кормовой базы

Такое длинное название фазы на самом деле означает простое определение количества пищи в этом ходу. Делается это броском кубиков и добавлением (в зависимости от количества игроков) при необходимости балов к выпавшему числу (в случае с тремя игроками к числу на кубиках ничего добавлять не надо).

настольная игра эволюция

Тут-то все сразу понимают, что зря повыращивали много животных в фазе развития, потому что пищи порою не хватает даже для одного. 🙂

Ну что же — делать нечего, приходится выкручиваться — и начинается естественный отбор животных.

Фаза питания

Питание происходит тоже по кругу, когда игроки по очереди берут по одной красной фишке пищи из общего количества корма.

Теперь начинается самое интересное. Всем, наверное, известно, как питаются хищники.

Так вот, владельцы хищников вместо кормления питомца кормом, могут скормить ему одно из животных другого игрока, решив сразу две задачи — с кормлением хищника и разборками с соперниками 😉

Правда тут надо быть внимательным — вдруг соперники наделили своё животное защитными свойствами. Например, чтобы съесть «водоплавающее», животному самому нужно прежде научиться плавать. Чтобы охотиться на замаскировавшихся с помощью «камуфляжа» ящерок, нужно обзавестисть… нет, не очками, а свойством «острое зрение». Ну и понятно, что чтобы завалить мамонта со свойством «большой», нужно сначала самому подрасти хотя бы до размера саблезубого тигра. И всегда помните о рационе и не кормите питомцов всякой гадостью вроде «ядовитых» существ, а то и до вымирания вида не далеко — а если быть точнее, хищник, съевший «ядовитого», умирает в этом же ходу.

Ну а вот так происходит нападение хищника на жертву:

настольная игра эволюция

Карточка со свойством «хищник» при этом разворачивается, чтобы не забыть, что в следующем ходу хищник не сможет нападать. Видимо, чтобы успеть заточить зубы и когти.

В случае успешной охоты хищник получает две синих фишки «дополнительной пищи» и использует их для насыщения в этом ходу среди прочих, необходимых животному фишек пищи. А хищнику и большому, например, их нужно на 1 больше, чем простому животному. Больше всех в этом смысле, конечно, не повезло тем, кому подложили «паразита». Из-за него животному требуется пищи аж на 2 фишки больше, чем без него.

Жертва же в таком случае вместе со всеми своими (обычными и парными) свойствами отравляется в «сброс» игрока-владельца. Зачем он нужен? В конце игры при равенстве очков учитывается размер этого самого сброса.

Если у вас несколько животных, то имеет смысл использовать парные свойства, чтобы, например, ускорить кормление двух «кооперирующих» друг с другом существ.

Фаза вымирания

Когда все фишки между животными игроков распределены и все, кто хотел, использовал хищников и другие полезные свойства, выясняется, какие животные были накормлены, а каким не хватило пищи (в нашем случае не хватило одной красной фишки игроку слева).

настольная игра эволюция

Все голодающие животные, к сожалению своих хозяев, вымирают и отправляются в сброс, а остальные продолжают борьбу за выживание дальше.

Но сначала игрокам необходимо пополнить наборы свойств на руках, взяв по очереди из колоды столько карточек, сколько животных у них эволюционировало в следующий ход, плюс ещё одну.

Кстати, мы чуть не забыли про исключительную полезность свойств «жировой запас». В фазу кормления все животные едят до тех пор, пока не будут накормлены. Но уже говорилось, нередко пищи на всех не хватает. А значит, надо подстраховаться.

настольная игра эволюция

Если животное уже накормлено и при этом имеет одно или несколько свойств «жирового запаса», то в свою очередь кормления можно положить одну очередную жёлтую фишку поверх карточки с этим свойством.

настольная игра эволюция

В следующих ходах, если пищи животному вдруг не хватит, можно будет заменить по очереди нужное число желтых запасенных фишек на синие фишки дополнительной пищи.

Когда завершена фаза вымирания и игроки поплнили запас карточек, право первого хода передается игроку слева от начинавшего в этом ходу и наступает новый ход и новая фаза развития. И так до тех пор, пока в колоде не закончатся карты — это будет означать наступление последнего хода в игре.

Конец игры

В конце игры подсчитываются очки и определяется победитель — игрок, набравший очков больше всех.

При подсчёте каждое выжившее животное приносит хозяину по 2 очка, каждое свойство этих животных ещё по 1 очку, а ещё особые свойства (требующие дополнительной еды) приносят соответствующее число дополнительных очков: хищник и большой — плюс 1 очко, паразит — плюс 2 очка.

Фактор случайности

Да, в игре присуствует случайность, например, в виде выбрасывания кубиков перед фазой питания и в некоторых случаях, описанных в свойствах животных.

Сильно ли это влияет на исход игры и существует ли рецепт выигрыша? Думаю, что у каждого игрока со временем могут вырабатываться различные тактики игры, но помимо них для выигрыша, конечно, может понадобится некоторая доля везения.

Резюме

Игра в эволюцию — оригинальная механика этой настолки. Игроки создают своих существ, развивают их, мешают другим игрокам, подкладывая вредные свойства или нападая на них своими хищниками. На каждом ходу возникает необходимость не только развивать, но и прокормить своих питомцев. И если недостаточно обдуманно распоряжаться имеющимися карточками, то будет крайне сложно пережить кормёжку, особенно если корма оказывается вдруг мало.

Фактор случайности в «Эволюции» не критичен для игрового процесса и не мешает игрокам выбираться в лидеры. Ведь игра не преподносится как сложная, требующая постоянного напряжения всех извилин, скорее наоборот, это простая интересная настольная карточная игра, необычная и отличающаяся от других карточных игр своей оригинальной механикой и занимательная процессом постоянного соперничества между игроками, вплоть до последнего хода в игре. За простоту и в какой-то степени «казуальность» некоторые игроки относят Эволюцию к категории «филлеров».

Играть в неё будет интересно и детям, и взрослым. Выбранная авторами тема игры достаточно универсальна в этом смысле. Игровая партия может продлиться и час (пока не закончится колода) и зависит от скорости игры и опытности игроков.

Рассчитана игра на 2-4 игроков, но может играться и в больших компаниях при объединении двух и более наборов. От размера компании зависит общая интересность игры — ведь в основе механики лежит (помимо прочего) взаимодействие существ, делающее игровой процесс более динамичным при большем количестве участников действа.

Учитывая простоту и казуальность игры, а также размер компонентов и необходимое для их хранения пространство, можно рекомендовать её также для досуга в путешествиях, походах и на пикниках, особенно, если компоненты переносить не в оригинальной коробке, а упаковав в более компактную тару.

Так что, все, кому игра игра интересна, дерзайте и вперёд к совершенствованию питомцев в травоядных и хищных монстров!

настольная игра эволюция

Этот обзор выиграл в конкурсе блоггеров от «МосИгры» в номинации «Лучшие топики» 🙂

Share

6 Comments

  1. Поздравляю с победой!
    Жаль, что в Мосигре нет Ямайки. С этим топиком ты бы взял еще один приз.

  2. Boris

    @CerbeRUS

    Спасибо 🙂 Вас, кстати, тоже с победой 😉
    А Ямайки нету в Мосигре — это жаль, да.

  3. Ого! Вот это обзорчик!) Давненько подобного не читал… Признаюсь, с трудом осилил, но это того стоило!
    Задумался над приобретением…. Народ, какие еще настольные игры можете посоветовать?

  4. Lfzyf

    неподскажите, что за карта «паразит»?

  5. Людофан

    @Lfzyf
    Это карта, которая кладётся не на своих животных (хотя это не запрещено), а на животных соперников, увеличивая их потребность в пищи на 2 фишки.

  6. Всем привет! Мы сейчас работаем над разработкой онлайн версии игры.
    Игра доступна по адресу http://www.evolutionboard.com Игра, конечно, не идеальна, мы все время улучшаем и обновляем.
    Приглашаем всех любителей игры принять участие!

Добавить комментарий для CerbeRUS Отменить ответ

Your email address will not be published.
Required fields are marked:*

*