Антиобзор игры “Шакал”

Настольная игра VIP Шакал

Многим, наверняка, известна игра Шакал, по легенде некогда придуманная студентами МГУ и активно продвигаемая последнее время компанией МосИгра в виде двух (собственных) изданий — Шакал и VIP Шакал. Но даже если вы ничего не слышали об этой игре, сегодня мы разберем эту игру на «косточки».

Почему именно «на косточки»? Потому что этим постом я решил начать рубрику обзоров Начистоту, без преукрас рассказывая о настольных играх. И Шакал, по-моему, вполне подходит для этой рубрики.

Итак, приступим…

В обзоре я буду использовать описание игры с официального сайта издателя-продавца — компании МосИгра.

О чем эта игра?

В игре «Шакал» вам предстоит возглавить пиратскую шайку — и искать на острове сокровища. Из четырех соперничающих группировок победит только одна — та, которая найдет или награбит больше золота.

Цель игры

Вы подплываете к «острову сокровищ» на разных кораблях. Задача — вынести любым путём (и любой ценой) как можно больше золота и загрузить его в трюмы своего судна. Побеждает тот, кто останется самым богатым после «разграбления» острова.

Игровой процесс

Игровое поле (остров) состоит из небольших пластинок, каждая из которых «отвечает» за свой тип местности и объектов. На острове вас ждут самые разнообразные приключения: разведывая новые земли, вы можете как наткнуться на заброшенный форт или встретить туземку-лекартку, так и найти сокровища или попасть в ловушку.

Обратим внимание на игровое поле. Оно состоит из квадратных (закругленных) тайлов, выложенных на стол в форме острова:

Игровое поле настольной игры Шакал

И именно в игровом поле кроется первый недочёт игры. Игровой процесс в начале партии заключается в исследовании острова, что фактически означает постепенное переворачивание тайлов, лежащих вверх рубашкой. За ход, бывает, приходится перевернуть до нескольких штук, так как есть тайлы со стрелками, перенаправляющими фишку-исследователя дальше, к следующему тайлу.

тайлы в настольной игре Шакал

Проблема заключается в неудобном переворачивании тайлов. Везде (в правилах и на оф.сайте) поле изображается в виде плотно лежащих тайлов и подсознательно при первой раскладке игроки делают именно так. Тем более, что при плотном расположении поле выглядит лучше, так как тайлы лежат ровно. Но при переворачивании, чтобы подцепить тайл, приходится невольно сдвигать соседние, что так или иначе приводит (особенно при нескольких переворачиваниях за ход) к раздвиганию поля, перекашиванию других тайлов и постоянной необходимости ровнять поле с краёв.

Такое ощущение, что игра не тестировалась, либо тестировалась, но тайлы переворачивались силой мысли или какими-то особыми средствами без непосредственного контакта с полем.

Частично проблему можно решить, раскладывая в начале игры тайлы на небольшом (несколько мм) расстоянии друг от друга. НО а) игровое поле теряет привлекательность, что сразу отражается на игровой атмосфере; б) размер стола, необходимого для раскладки, заметно увеличивается, что выливается в лишнее неудобство; в) полностью неудобство не решается, так как подцеплять сами тайлы удобнее обладателям длинного маникюра, а остальным по-прежнему некомфортно.

Фактор случайности

Камень преткновения, причина, по которой нередко настольная игра пылится на полках у настолкоманов — это фактор случайности. В различных играх бывает различного уровня. Например, в игре в кости он практически максимален.

Как же обстоят дела со случайностью в Шакале? Вот, что пишет издатель:

Случайность воздействует на игру только в самом начале, когда «создаётся» карта острова. В дальнейшем всё зависит исключительно от вашего умения оценивать ситуацию и принимать верные тактические и стратегические решения. Конечно, некоторые расклады дают небольшое преимущество противнику (например, не очень весело десантироваться с корабля сразу в логово к людоеду), но опытный игрок способен использовать все объекты ландшафта для своей выгоды.
В целом, кроме совсем крайних случаев, случайность на игру практически не влияет: всё полностью зависит только от вас.

Фраза довольна интересна тем, что начинается с доли правды, а заканчивается чуть ли не гипнотической чушью, дабы, ессно, не отпугнуть покупателя. Давайте разберемся поподробнее.

Случайность не то, чтобы воздействует, но формирует немалую долю будущей игровой ситуации уже в самом начале игры, когда на стол выкладываются тайлы. Аналогичный механизм присутствует и в Колонизаторах при стартовой раскладке гексов, но только если в Колонизаторах все (за исключением одного) гексы приносят ресурсы и раскладка влияет на относительное расположение ресурсов и всем игрокам, в итоге, достанутся грани ресурсных гексов, то в Шакале раскладка может привести к сильному дисбалансу за счёт попадания единственного ресурса (сундуков с золотом) в виде золотоёмких тайлов на сторону одного из игроков.

Что происходит дальше? С огромной вероятностью игрок, на чьей стороне «случайно» оказалось больше золота, быстрее остальных находит и, почти наверняка, быстрее перетаскивает на свой корабль найденное «поблизости» (конечно, не забываем про обход ловушек и удлиннение пути). При этом бывают ситуации, когда одному из игроков, напротив, достался берег, большая часть выходов на который испещрена ловушками.

Так что фраза «но опытный игрок способен использовать все объекты ландшафта для своей выгоды» уже наполовину неверна. Да, опыт имеет значение — в большинстве игр именно так. Но в Шакале простая арифметика в виде ловушек, требующих задержаться на клетке поля вплоть до 5 ходов. Так что опыт отходит на второй план, когда раскладка поля не в твою пользу.

Усугубляется дисбаланс одним из игровых правил — игрок может перемещать корабль только вдоль своего берега. Иногда это превращается в реальную проблему (как в случае с игроком, которому не повезло с берегом).

Опять-таки, частично проблему можно решить, если ввести одно домашнее правило. За несколько партий, сыгранных подряд, неудачных раскладок у нас в компании попалось больше, чем «более-менее». Поэтому было предложено разрешить кораблям (с пиратом на борту, естественно) огибать остров вокруг. И надо сказать, что при очередной однобереговой золотоносной раскладке это правило позволило уменьшить дисбаланс за счёт перемещения соперников ближе к сундукам на берег игрока-везунчика. И при этом обострило борьбу за найденные сокровища. Правда, пришлось договориться о ещё одном правиле, когда корабли могут встретиться друг с другом, тут уже как вам удобнее: мы договорились, что они бьются бортами и тот, кто получил удар в борт отодвигается вдоль берега на одну клетку и о том, что могут оплывать вокруг (за одно движение) корабль противника. НО по-прежнему была необходимость тратить ходы на перемещение к чужому берегу (а это бывает не близко) и проблема не исчерпывалась.

Исходя из всего вышеописанного, фраза «В целом, кроме совсем крайних случаев, случайность на игру практически не влияет: всё полностью зависит только от вас.» мною лично расценивается как, простите, но чистая чушь, рекламная фраза, имеющая смысл только в убеждении покупателей касательно интересности игрового процесса после приобретения этой игры. Но в этом обзоре я буду говорить на прямоту.

Что ещё нам рассказывает издатель:

Почему эта игра так интересна?
— Потому что она не требует долгого изучения правил. Начать играть можно через пару минут после открытия коробки. Конечно, поначалу вам понадобится руководство для определения типов местности, но основная идея «ухватывается» буквально «на лету».
— Потому что игра обладает очень большой глубиной: в неё можно играть бесконечно — как шахматы.
— В отличие от шахмат и других «статичных» игр, пиратский остров каждый раз новый. Это гарантирует интерес и разнообразие на протяжении многих партий.

Снова будут высказывать моё личное мнение, но:
— Изучать правила (если их действительно изучать) далеко не быстро, так как в них разъясняется не только игровой процесс, но и значения всех особых тайлов. Конечно, подробность — это плюс, но вовсе не быстрое освоение правил.
— Я не считаю, что «глубина» игры гарантирует бесконечный интерес и уж точно не рискнул бы сравнивать Шакал с Шахматами. Шакал (по легенде) существует уже около 30-40 лет. Вспомните, раньше ведь действительно в России в основном были и были именно популярны настольные игры с высоким фактором случайности или простые, незатейливые приключения. Шакал мне напомнил игровым процессом игры, в которые мне довелось сыграть ещё в детстве. И я считаю, что на глубину Шакал никак не претендует и, в принципе, и не должен. Скорее, это легкая игра-приключение на большую долю везения и небольшую долю выбора оптимального пути исследования острова. В этом, возможно даже, положительная сторона этой игры. Но издатель считает, что нужно преподносить её иначе. Что ж, это их право.
— Вот тут я отойду немного от темы и скажу, что есть так называемые Боевые Шахматы (или Battle Chess), идея которых, кстати, родилась у нас, в России, много лет назад. Перед началом игры игроки разделяют поле посередине загородкой и расставляют свои фигуры как хотят, по своей «боевой расстановке». После этого загородка убирается и начинается партия. Количество вариантов поля — огромное, сами понимаете. И появляется больший интерес к игре, т.к. игрок уже в начале игры сильно влияет на игровой процесс.

Или вспомним снова Катан — там расстановка определяет относительное расположение гексов и игроки ещё до начала игры могут с учётом неё расположить свои начальные строения, чтобы решить свои интересы касательно тех или иных ресурсов и, возможно, определиться со стратегией на партию.

В Шакале, к сожалению, расстановка поля сродни бросанию кубиков в «костях». И может повлиять на всю партию, предоставляя одному игроку огромное и, порою, неоспоримое преимущество. Конечно, на интерес к игре это влияет напрямую и «играть бесконечно» после пары партий уже не хочется.

Скажу сразу, перед первой партией мы ожидали от Шакала действительно чего-то особенного, интересного игрового процесса, романтики и «пиратской» атмосферы по ходу игры. Но уже после нескольких партий, к сожалению, разочаровались.

Компоненты игры

Есть два издания — Шакал и VIP Шакал.

Первым был издан VIP-вариант. Художественное оформление отличное — это действительно неоспоримый плюс этой игры. Качество тайлов из пластика — хорошее, особенно если посмотреть на другие российские настолки и пощупать, из чего они сделаны. Фигурки пиратов — отлично. Монетки с чеканкой — тоже отлично. А недавно издатель порадовал любителей игры переизданием VIP Шакала в деревянной коробке. Подержать её в руках ещё не довелось, но уверен, что сделано не хуже остальных компонентов. И снова повторю: для России проект VIP Шакала особо примечателен как пример качества на высоте, чего все желают другим нашим издателям.

Недавно появился бюджетный вариант игры без VIP приставки. Что изменилось? Коробка стала проще, тайлы сделаны из плотного картона, фигурки пиратов, к сожалению, заменили на пластиковые (из твердого пластика) фишки, а монетки… А вот с монетками авторы прогадали. Сделаны они из стали, которая со временем окисляется, и, по отзывам многих игравших, играть с такими монетками порою неприятно — с ними вынужден согласиться и я.

Правила в обоих изданиях исполнены на твердую пятерку.

И сколько это стоит?

Цена — отдельная тема для разговора. VIP Шакал с самого своего издания стоит 7700 руб., обычный Шакал — 990 руб. на сайте магазина издателя.

Ну что я могу сказать? О качестве изданий я писал выше. Но с ценами, думаю, не согласились бы многие. Цена VIP-издания делает из игры прямо-таки эксклюзив какой-то. Кстати, именно так он обычно и преподносится консультантами в магазине МосИгры. Чем это обусловлено? Вероятно, в первую очередь, дороговизной производства качественных компонентов для России, ну и, видимо, «политикой партии» МосИгры.

Для бюджетного издания с недочётом в реализации монеток, лично я считаю, цена тоже завышена. Но, как говорится, «хозяин — барин». Издатель считает иначе.

Для кого эта игра?

С учётом всего, что обсуждалось в предыдущих пунктах, игра эта рассчитана скорее на детей, которые не будут ждать от игры интеллектуального игрового процесса, сильного влияния игрока на исход игры, а будут, как это привыкли говорить, играть «ради фана», т.е. ради веселья и забавы. Поиграв, бросят фишки и побегут играть в следующую игру.

Ну и говоря про VIP Шакала, думаю, что он в большей степени подойдёт в качестве дорогого подарка и сувенира, чем в качестве игры, оправдывающей интересностью стоимость эксклюзивных компонентов.

Резюме

Игра выполнена из качественных компонентов, чем задаёт высокую планку для всех российских издателей настольных игр. Проблема с монетками в бюджетном издании, в принципе, решается заменой на реальные монетки достоинством 5 или 10 копеек.

Несмотря на качество исполнения, игровым процессом Шакал не оправдывает стоимости и не увлекает игроков настолько, чтобы, как заверяет продавец, «играть в неё снова и снова». Дисбаланс может быть ослаблен домашними правилами и привычкой раскладывать тайлы не вплотную друг к другу.

Вполне подходит в качестве подарка ребенку дошкольного и школьного возраста или в качестве дорогого сувенира «боссу» или человеку, со студенческой скамьи знакомого с механикой этой игры.

Вся претенциозная аура, навеянная издателем вокруг Шакала — по-моему, ни что иное, как реклама. А реклама, как известно, почти всегда преувеличивает и даже нередко создает из воздуха преимущества товара, в реальности являющегося малоинтересным многим покупателям.

Share

21 Comments

  1. lolo

    уххх…ну не фига се…поэма прямо таки. я не осилил.

  2. lolo

    нет…осилил)))

  3. Согласен. Никогда не понимал вообще всей прелести Шакала, а уж тем более премиум издания.

  4. lolo

    @Константин
    а я понимаю…))) премиум версию скорее всего покупают люди в подарок и не факт, что они смыслят в настолках) или покупают своему давнему другу, с которыми они в Шакала играли в МГУ на одной парте. да половину версий небось сам Кибкало раздарил своим друзьям футболистам)))) судя по биографии он руководит какой-то МГУ-ушной командой.

  5. Greta

    А статья нужная, хоть буковок и много)) Друкзья признайтесь, нам нужно чаще говорить о том, что не понравилось в той или иной игре, ибо слюни, сопли и сюсюканье над «чудо проектами» приносят большую радость лишь тем кто продаёт игры, в не тем кто играет в них.

  6. Ого как много! Спасибо за полный обзор)

  7. DedoK

    нет времени читать правила, но если поле абсолютно случайно то неудобство с тайлами можно решить следующим образом. Начертить поле с нужным количеством клеток под размер тайлов и когда персонаж будет перемещатся в закрытую клетку, просто брать тайл из кучи и ставить на поле.

    обзор понравился.

  8. lolo

    @DedoK
    как в каркассонах, только там поля нет.

  9. soniccat

    в VIP версии тайлы не из картона а из пластика или чего-то другого негрущегося

  10. Людофан

    @soniccat
    Да, спасибо, что заметили. Поправил текст.

  11. Yuli

    Ну блин… Фу… Такие лентяи… квадратик не могут перевернуть…

  12. Yuli

    И фигурки в не виповской версии деревянные…

  13. Ilya

    Не соглашусь с оценками, правда не было возможности сравнить с другими играми перечисленными в посте.
    Вчера играл с женой, меня и ее очень увлекло. Игра действительно проста в понимании и играбельна (не все выпускники мифи и готовы целыми вечерами просиживать за шахматами)
    По поводу везения — у жены сразу было много кладов вблизи своего корабля, но как ни странно она не смогла перетащить все монетки, причина тому мое «шокальское» поведение )) Не знаю что в этот момент на меня нашло, но я пытался недопустить потерю даже одной монетки, пусть даже она на противоположной от меня стороне. А то, что у вас «атмосфера» не создалась, так надо было использовать пиратские слова перечисленные на обороте.
    Гексы переворачиввались атлично, например. Да, небольшое смещение было, но только изза нашего ерзанья по кровати. Для соблюдения фетиша металические монетки были заменены монетами достоинства 10 руб. идеальный вариант, вощемта.
    фигурки пиратов в упрощенном варианте деревянные, а не пластиковые.
    Элемент удачи добавляет азарта. В следующие партии будем играть на деньги, это еще больше пробудит алчный интерес шокала 🙂

  14. Дарья

    Очень давно ищу эту игру, только в компьютерном варианте. Нигде не могу найти. Помню, что называлась она Island. В детстве играла в нее на стааареньком-стареньком компе) Правила те же самые и играть в нее, мне кажется намного проще, чем в настольную. Может кто знает где ее найти? 🙂

  15. Дмитрий

    Автору статьи, судя по настроению, несколько раз не повезло с раскладом. Невзлюбил, поскольку реальных претензий меньше чем эмоциональных. Бывает, сам злился когда проигрывал. )

    Я не настольщик, а TBS-ник, но отыграв около 15-18 партий в Шакала, половина из которых дуэли, имею сказать следующее:
    1. Игра очень интересная и веселая, прекрасно подходит для большой компании, осваивается за 1-2 партии очень легко. Интереснее я играл только в «Вестерн». Остальные эти ваши монополии или канализации показались УГ.

    2. Фактор зависимости сильно влияет только в дуэли. В партии на 3-4 хрен вам кто даст вынести что-то, если это не лежит максимум за клетку или две от трапа! ))

    Во-первых, включается жесткий PvP режим, когда сначала чужое, а потом свое. Открывать тайлы в поисках сокровищах это чайкам на смех. Открывать надо лифты — сочетания клеток, которые за минимальное количество ходов ведут от центра карты к кораблю! И эта штука, господа, часто работает в обе стороны. )) Рекордный лифт наблюдался когда моя противница, 40 медуз ей в печень, слезая со своего корабля на противоположенной стороне карты 4-м ходом атаковала мои склады с пиастрами за 2 клетки до трапа. Сначала она отняла половину МОИХ монет у меня, а потом уже пошла смотреть что досталось ей. И это была девочка!
    Если не досталось приличного лифта — грабьте чужие клетки рядом с воздушными шарами. Большинство достанется тому, чей корабль ближе, но не все!

    Во-вторых, на завершающей стадии пираты чисто по шакальски объединяются против счастливого обладателя удачного расклада. Все умеют считать монеты и понимать кто здесь потный пожиратель гальюнных червей. Однажды меня атаковали прямо возле корабля сразу трое. Занести удалось где-то 2/3 только потому, что рядом оказался шар.

    В-третьих, не все конечно, но многие клетки можно нестандартно использовать. Каждая клетка с ловушкой это не очевидный форт, хотя и одноразовый. С них вы можете контролировать соседние клетки. По правилам, если вы находитесь на последней клетке ловушки, вас нельзя атаковать. И кто полезет на 3-6 ходов вас оттуда выбивать?
    Остальное решается домашними правилами. )

  16. Дмитрий

    Вот некоторые из них:
    1. Свободу попугаям! Перемещение кораблей по всей карте — однозначно.
    2. Вам не досталось монет? Пустите их на дно! Пушка при первом открытии выстреливает пирата в воду. Далее из нее можно стрелять по этой точке, используя ход пирата, который занял клетку с пушкой. 1 попадание во вражеский корабль, если он оказался в правильной точке, минус 1 монета. =)
    3. Первым делом мы испортим самолеты! Самолет можно использовать только 1 раз, но прилететь можно в ЛЮБУЮ клетку карты, кроме фортов (а можно и с ними). Его можно отнять, он не пропадает если сойти с клетки.
    4. Голод не тетка. Людоеду, который съел вашего пирата, можно заплатить выкуп в 3 монеты за обратный процесс или скормить еще одного пирата по цене 1 монета. Только один раз. Понадобиться добавить монету в общий банк.

    Еще можно доставить себе и товарищам удовольствие, сложив для них ручную карту. Сам не участвуешь, естественно, но наблюдать одно удовольствие, игроки в восторге и, опять же, баланс, если карта симметрична.

  17. Geo

    Повеселила некая нестыковка. С одной стороны, «подходит в качестве подарка ребенку дошкольного и школьного возраста» и «игра эта рассчитана скорее на детей», а с другой — то, что игра придумана студентами МГУ (подразумевается, придумана для себя, а не для детей). За МГУ не знаю, но к нам в МФТИ эту игру принес парень и Новосибирской ФМШ (то бишь, НГУ). Кто придумал, бог его знает.

    То, что выпустила Мосигра — это очень упрощенный вариант. Мы играли на шестиугольных клетках порядка 20 клеток по диагонали. Разнообразие фишек было слишком большим для перечисления. Играть меньше, чем вчетвером, неинтересно. Считать в игре (если играть как следует) нужно очень много. Так что сравнение с шахматами оправдано. Тот, кто играет, просто двигая фишки, не получит ничего, как бы удачно он ни высадился.

    В общем, игра — круть, ребята из МосИгры сделали упрощенное жалкое подобие, чтобы можно было продать достаточно большое количество экземпляров, автору обзора желаю все же встретиться с настоящими игроками и поиграть всерьез 🙂

  18. Yury

    Да Вы, батенька, зануда! Отличная игра, всем советую. Я умудрялся стянуть золото, лежащее в соседней клетке с кораблем (удачно отвлек и человек профукал) или с другого конца карты при игре вчетвером. Конечно, кому-то попадаются неудачные расклады, но так всегда можно переиграть!

  19. Евгений

    Мосигра уже выпустила дополнение, где все эти проблемы решены — плавать можно вокруг острова на шлюпках и даже огибать корабли соперника. Также есть береговые тайлы (сборные, длинные), которые предотвращают расползание острова. Добавлено несколько новых опций, персонажей, событий и даже предметов. Насчет случайности… ну это уже бубнёж — в покер играют уже сотни лет, хотя там тоже от опыта по сути ничего не зависит — везение чистой воды. В Шакале же одного везения зачастую мало. Думать надо, как и в шахматах на несколько ходов вперед.

  20. Sava

    С автором статьи соглашусь только по поводу того, что инструкция — не на три минуты, первые 2 раза постоянно приходилось в нее лезть. Все равно ошиблись, и с кораблей у нас сходили не только прямо, но и по диагонали.
    А насчет случайности… Да, таковой больше, чем заявлено в описании, но даже при плохом раскладе можно что-то предпринять.
    Мы играли вчетвером, но командами, и один раз моей команде выпали сплошные ловушки да лабиринты у берега, в то время, как у соперника — пещеры-телепорты в первом же ряду. И на людоеда мы нарывались, и парашют был в первом ряду, около корабля… В итоге моя команда проиграла с отставанием где-то на 4 монеты, но пару раз мы реально тупили, и еще раз — мне было жаль топить трехмонетный сундучок, и его отобрали. А уж какие гонки были за последней монетой — это что-то. Так что роль случайности преувеличена автором заметки настолько же, насколько преуменьшена издателем.
    Кстати, случайность — она не только в раскладе плиток, но и во времени открытия, и даже в положении игрока относительно поля (например, если все открывают плитки с левой стороны, то положение стрелки зависит только от того, с какой стороны поля игрок — кстати, в случае с незатопленным сундучком я вот так неудачно повернула стрелку, а иначе она бы вела прямо ко мне на корабль). Таким образом случайности могут и компенсировать, и усугублять друг друга, но в конечном итоге решает опыт.

  21. Alex

    по пунктам:
    — насчет огибания кораблями острова — идея хорошая, маст хэв, как говорится…
    — монетки в обычной версии с дополнением — пластиковые, и вполне устраивают, хотя при желании можно заменить 1- или 10- рублевыми монетами…
    — переворачивать поле можно при помощи очень простого приспособления — линейка (у меня железная, тонкая, ей удобно, подцепил и крутанул…)
    — обычно переворачиваем клетку в ту сторону, в которую движется пират (если идет в сторону от вас то по горизонтали, если по вертикали, то соответственно так и вертишь, если по диагонали — снова соответственно), сразу отпадают все вопросы как хотел перевернуть и как должен был…
    — вертушка — хорошая вещь, если у вас есть пятница: по «домашним» правилам пятница, попадая на вертушку становится сразу на последнюю клетку. т.о. хватаешь пятницей монету, и ставишь ее на 3ю-4ю-5ю клетку вертушки (смотря какая есть), а уже оттуда несешь тем же пятницей куда удобно. лишь бы его не споили =).

    В итоге: от везения зависит много, но самый веселый режим игры — 2х2. Тогда, скоординировав свои действия с союзником очень просто отбирать целую гору монет у врага из-под носа. В команде с сестрой я еще ни разу не проигрывал =)

Добавить комментарий для Geo Отменить ответ

Your email address will not be published.
Required fields are marked:*

*